Упр.461 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:

461. 1. Запишите отрывок из статьи «Что может угрожать языку и культуре?» (2006). Подчеркните грамматические основы предложений.

Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает. Но есть серьёзная угроза речевой2 культуре (и культуре в целом), когда человек даже не представляет себе богатейших3 ресурсов и возможностей родного языка в его познавательной и коммуникативной5 функции. Противостоять этой опасности0 можно, только признав, что чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость, и чувство языка надо ценить и развивать. Ведь есть ещё и эстетическая функция языка, которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.

(Л. Зубова)

2. Какие особенности публицистического стиля мы видим в этом тексте, посвящённом проблемам научным и социальным? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые связаны с наукой о языке (признаки научного стиля).

Цель публицистического текста: привлечь внимание к той или иной проблеме, познакомить читателя с позицией автора.

Задача публицистического текста: воздействие на читателя.

Сфера применения для текстов публицистического стиля: газеты, журналы, СМИ, телевидение, публичные выступления.

Также в данном тексте мы видим следующие языковые средства, характерные для публицистических текстов:

- эмоциональность, сценичность речи

- ряды однородных членов (жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость)

- дополнения в родительном языке (богатейших ресурсов и возможностей языка)

- смешение нейтральной и книжной лексики.

Слова и словосочетания, связанные с наукой языке:

- речевая культура

- возможности языка

- эстетическая функция языка

- познавательная функция языка

- коммуникативная функция языка

3. Определите тему, основные мысли текста.

Тема текста: угроза речевой культуре

Основные мысли:

1) Есть серьёзная угроза речевой культуре

2) Чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость.

3) Чувство языка надо ценить и развивать

4) Эстетическая функция не ограничивается художественной литературой, она в значительной степени формирует наше сознание.

4. Что такое чувство языка? Как его можно развивать? Расскажите об этом.

Чувство языка – это интуитивное владение языком. Человек, имеющий чувство языка, способен ощущать стилистические, грамматические и лексические особенности слов и выражений, даже если они ему незнакомы, имеет богатый словарный запас, умеет выражать свои мысли ясно и точно. Это чувство формируется с детства через общение с родителями, учителями, сверстниками и через чтение книг.

Чтобы развить чувство языка, необходимо постоянно практиковаться в чтении, письме и устной речи. Чтение качественной литературы расширяет словарный запас и улучшает понимание структуры языка. Письмо помогает закрепить знания на практике и развивает способность к ясному выражению мыслей. Устная речь, будь то обсуждение книг, фильмов или просто повседневные разговоры, способствует улучшению коммуникативных навыков и способности к анализу языковых конструкций.

Также для развития чувства языка полезно анализировать тексты, выявлять в них грамматические и стилистические особенности, учиться распознавать и исправлять собственные ошибки.

5 Выпишите из предпоследнего предложения антонимы. Что достигается благодаря их использованию?

Выпишите из предпоследнего предложения антонимы:

- жара – холод

- горькое – сладкое

- печаль – радость

Что достигается благодаря их использованию?

В данном тексте антонимы используются для того, чтобы показать противоречия между описываемыми явлениями. Автор говорит, что человеку естественно чувствовать печаль, радость, жару и холод, он не задумывается над этими явлениями. Однако, пользуясь языком, человек задумывается о том, как звучит его речь. Автор говорит о том, что человек должен владеть языком на таком уровне, чтобы чувствовать его, не задумываться о том, как он использует язык, так как он его чувствует, для него высокое владение языком совершенно естественно.

6. Укажите средства связи между предложениями в тексте.

а) однотематическая лексика

б) лексический повтор

в) местоимения

г) союзы

д) вводные слова

е) неполные предложения

В данном тексте используются следующие средства связи предложений в тексте:

а) однотематическая лексика:

- язык: речевая культура, возможности языка, эстетическая функция языка, познавательная функция языка, коммуникативная функция языка

б) союзы:

- но есть

- ведь есть

7. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) речевая культура

б) противостоять опасности

в) эстетическая функция

г) чувство языка

д) богатейшие ресурсы

а) речевая культура; культура (какая?) речевая; согласование

б) противостоять опасности; противостоять (чему?) опасности; управление

в) эстетическая функция; функция (какая?) эстетическая; согласование

г) чувство языка; чувство (чего?) языка; управление

д) богатейшие ресурсы; ресурсы (какие?) богатейшие; согласование

Ответ: в словосочетаниях б) противостоять опасности и г) чувство языка связь иная, чем согласование. В данных словосочетаниях используется связь управление.

8. Произведите анализ предложения, соответствующего схеме

[], (что ), и, [].

[Противостоять этой опасности можно, только признав]1, (что чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость)2, и [чувство языка надо ценить и развивать]3.

(1-я часть: (что делать?) можно противостоять; можно противостоять (чему?) опасности; опасности (какой?) какой; можно противостоять (что сделав?) только признав;

2-я часть: (что делать?) чувствовать; чувствовать (что?) язык; чувствовать (как?) естественно; чувствовать (что?) жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость;

3-е часть: (что делать?) надо ценить и развивать; надо ценить и развивать (что?) чувство языка).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи. Между 1 и 2 предложениями связь подчинительная, 2-е предложение является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи союза что. Между 2 и 3 предложениями связь сочинительная, предложения соединены сочинительным соединительным союзом и.

1-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом, полное.

2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, полное.

3-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.

9. Составьте схему последнего предложения.

[Ведь есть ещё и эстетическая функция языка]1, (которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы)2: [она в значительной степени формирует наше сознание]1.

[= -]1, (которая =)2: [- =]3.

10. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Я считаю, (запятая разделяет части сложного предложения) что нашему языку ничто (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно) не (частица не с глаголами пишется раздельно) угрожает. (проверочное слово: угроза; угрожать, 1 спряжение) Но есть серьёзная (разделительный мягкий знак перед гласной ё) угроза речевой (проверочное слово: речь) культуре (и культуре в целом), (запятая разделяет части сложного предложения) когда человек (словарное слово) даже не (частица не с глаголами пишется раздельно) представляет (словарное слово; представлять, 1 спряжение) себе богатейших (словарное слово) ресурсов и возможностей родного (проверочное слово: род; языка (какого?) родного) языка в его познавательной (неизменяемая приставка по-) и коммуникативной (словарное слово) функциях. Противостоять (проверочное слово: против) этой опасности (словарное слово; проверочное слово: опасен) можно, (запятой выделяется деепричастный оборот) только признав, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что чувствовать (словарное слово) язык так же (частица же пишется раздельно) естественно, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) (запятой выделяется сравнение) как жару и холод, (проверочное слово: холодный) (запятая между однородными дополнениями) вкус горького и сладкого, (проверочное слово: сладок) (запятая между однородными дополнениями) печаль (словарное слово) и радость, (запятая разделяет части сложного предложения) и чувство языка надо ценить и развивать. (приставка перед основой на звонкий согласный; проверочное слово: развитие) Ведь есть ещё и эстетическая функция языка, (запятая разделяет части сложного предложения) которая совсем не ограничивается (которая (что делает?) ограничивается) сферой художественной (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) литературы: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением причины) она в значительной степени формирует (формировать, 1 спряжение) наше сознание.

11. Как можно, по вашему мнению, противостоять опасности, которая угрожает речевой культуре и культуре в целом? Напишите об этом.

Как можно противостоять опасности, которая угрожает речевой культуре и культуре в целом?

Противостоять опасности, угрожающей речевой культуре и культуре в целом, можно несколькими способами. Во-первых, необходимо повышать уровень образования и культуры среди населения, особенно среди молодёжи. Следует расширять доступ к качественному образованию, поддерживать культурные инициативы и проекты, а также популяризовать чтение и изучение классической литературы.

Во-вторых, важно поддерживать и развивать русский язык как основу национальной культуры. Для этого необходимо проводить мероприятия, направленные на сохранение и развитие языка, такие как, например, фестивали, конкурсы, лекции и семинары. Также следует уделять внимание чистоте языка, бороться с использованием нецензурной лексике и неоправданных заимствований.

В-третьих, необходимо формировать у людей критическое мышление и умение отличать качественную информацию и некачественной. Это поможет противостоять распространению недостоверной информации и сохранению культурной идентичности.

Наконец, важно создавать условия для межкультурного диалога и обмена опытом. Это позволит расширить кругозор людей, познакомит их с другими культурами и традициями, а также поможет укрепить взаимопонимание и уважение между представителям разных народов.

Только комплексный подход, включающий в себя образование, поддержку языка, формирование критического мышления и межкультурный диалог, может эффективно противостоять опасностям, угрожающим речевой культуре и культуре в целом.

Морфемный анализ слова:

Речевой

1. Речевой – имя прилагательное.

2. Выделим основу и окончание: речевой

3. Найдём словообразовательные морфемы: речевой

4. Найдём корень слова: речевой (речь, красноречие).

5. речевой

Морфологический анализ слова:

Богатейших

1. Богатейших – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каких?).

2. Начальная форма: богатый.

3. Постоянные признаки:

- качественное

4. Непостоянные признаки:

- превосходная степень

- множественное число

- родительный падеж

5. В предложении является определением (ресурсов (каких?) богатейших).

Лексический анализ слова:

Коммуникативной

1. Коммуникативный (лингв.) – относящийся к коммуникации; связанный с передачей и восприятием информации.

2. Однозначное.

3. Употреблено в прямом значении.

4. Синонимов нет.

5. Антонимов нет.

6. Заимствовано из французского языка: communicatif – «относящийся к передаче, сообщению».

7. Относится к книжной лексике.

8. Не является устаревшим.

9. Фразеологизмов со словом нет.

Орфографический анализ слова:

Опасности

1. опасности

2. Безударная гласная в корне слова; словарное слово.

3. Непроизносимая согласная в корне слова; проверочное слово: опасен.

4. Правописание безударных окончаний существительных; опасность – 3 склонение; дательный падеж.