Параграф 11 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:

§ 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?

- на всех территориях к власти пришли Советы

- общая культурная связь между народами империи

- опыт совместного взаимодействия во время гражданской войны

- устоявшиеся экономические связи

Этот план И. В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».

План Сталина получил такое название, потому что предполагалось, что республики сохраняют права автономий в составе РСФСР.

Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?

Принципиальными являются нововведения о том, что не республики входят в состав РСФСР, а создается новое государство.

1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».

Федерация – 1) форма государственного устройства, существующая в виде союза нескольких государственных образований, обладающих в рамках союза той или иной мерой государственного суверенитета или иными признаками государственности; 2) объединение нескольких организаций, обществ.

Автономия - определённая степень самостоятельности к.-л. органов, организаций, территориальных, национальных и др. общностей в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.

2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?

Сталин предлагал заключить договор между советскими республиками о вступлении в РСФСР. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза.

3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?

Термин этот, впервые появившийся в решениях X съезда РКП(б), означал «выращивание» местных кадров, опору на коренное население республики. Это была политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры.

4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.

Обретение народами бывшей Российской империи государственности имело неоднозначные последствия. С одной стороны, это способствовало пробуждению национального самосознания, становлению и развитию национальных культур. С другой стороны, положенный в основу образования СССР принцип «одна нация — одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов, веками живших вместе на общей территории.

1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.

2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.

СССР включал в себя меньше территорий по сравнению с Российской империей. В состав СССР не входили территории Финляндии, Польши, Прибалтики и Карская область.

1. Каковы были принципы устройства союзного государства?

- добровольный союз

- равноправный союз

- свободный выход из союза и вход в него

2. Какова была политическая цель образования СССР?

“Новое, союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.”

1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.

- добровольный союз

- равноправный союз

- свободный выход из союза и вход в него

2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?

Образование союзного социалистического государства было крупнейшей вехой в процессе развития социалистических наций советских республик. Открыв широкие перспективы для подъема материальных и духовных сил всех народов Советской страны, этот исторический акт придал сотрудничеству советских республик еще более тесный, планомерный и постоянный характер. создание добровольного союза равноправных и суверенных народов показало принципиальную противоположность двух систем — социализма и капитализма.

3. Составьте схему организации государственного управления в СССР В чём особенности такой структуры власти?

Особенность такой структуры властей заключается в том, что есть общесоюзный орган управления.