Параграф 17 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:

§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг.

Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?

Политическая система получила именно такое название, потому что Сталин привнес в нее свои характерные черты, одним из которых было формирование культа личности.

Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?

Коммунистическая партия играла главенствующую роль в советской политической системе.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?

Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Исчезло понятие «лишенец», когда человек лишался избирательных и других гражданских прав по социально-классовым признакам. Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища.

2. На основе текста параграфа изобразите графически схему государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. Определите характерные черты «партии-государства».

Характерные черты партии-государства:

- Определение внутренней и внешней политики правящей партией является нормальным явлением политической жизни государства.

- Сложился авторитарный режим руководства, когда мнения членов ЦК правящей партии, тем более рядовых коммунистов, не имели никакого значения.

- Сталин использовал партийный аппарат для установления контроля над всеми государственными органами.

- формирование культа личности Сталина

3. В чём вы видите причины массовых репрессий, проводимых в стране?

- подозрение некоторых членов партии в контрреволюционной деятельности

- стремление Сталина укрепить личную власть

- усложнение мировой обстановки. В этих условиях Сталин принял решение о «генеральной чистке» советского общества от потенциальной «пятой колонны».

4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.

По указанию Политбюро ЦК ВКП(б) и лично Сталина по всем республикам и областям были составлены списки бывших участников Белого движения, вооружённых выступлений, выселенных в период коллективизации и вернувшихся крестьян, членов небольшевистских партий и др.

Политбюро утвердило кулацкий оперативный приказ и определило персональный состав «троек» (внесудебные органы). Сталин и члены Политбюро лично подписывали списки, передаваемые в Военную коллегию Верховного суда СССР, о расстрелах и заключении в лагеря лиц, которые не подлежали репрессированию в ходе массовых операций.

Подозрительность Сталина привела к расправе над командным составом, обвинённым в попытке военного переворота, поддержке Троцкого, шпионаже. Заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и ряд высших командиров были расстреляны в июне 1937 г. по лживым обвинениям.

После присоединения территорий западных областей Украины и Белоруссии проходил процесс советизации этих областей. Десятки тысяч участников антисоветских выступлений, представители буржуазных и мелкобуржуазных слоёв населения были депортированы в районы Сибири и другие отдалённые регионы СССР.

После окончания периода массовых репрессий Сталин не взял вину на себя, а обвинил сотрудников НКВД в нарушениях законности. Исполнители его преступных приказов были репрессированы. Приказы, которые утверждались на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), почти 60 лет были засекречены.

5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

В СССР действовали следующие общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). Данные организации играли важную роль в жизни общества. Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий.

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?

Автор первого документа осуждает действия Сталина и осуждает формирование им культа личности. Автор второго документа воспевает Сталина, второй документ и есть пример выражения культа личности.

2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Я согласна с автором первого документа. Сталин действительно укреплял свою власть с помощью репрессий. Автор второго документа не прав, потому что он называет Сталина основоположником коммунизма, что неверно.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

2. Какие права, провозглашенные в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?

Впервые вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Именно это позволяло считать Конституцию самой демократичной в мире.

Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры. Политическая власть сосредоточилась в руках И. В. Сталина и партийно-государственного аппарата.

3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.

Франсуа Дювалье пришел к власти в 1957 году и сразу взялся за создания культа личности вокруг себя. Все неугодные политические оппоненты устранялись, а достижения страны приписывались к личности Франсуа Дювалье. Все это сопровождалось достаточно неожиданными заявлениями самого Дювалье. Например, он считал себя физическим воплощением своей страны.

Правление Франсиско Масиаса Нгема началось в 1968 году и продолжалось до 1979 года. Сразу после получение поста лидера страны, Нгема наделил себя полной властью над всеми ветвями власти. В 1972 году Нгема объединил все политические партии страны в Единую Национальную Партию, после чего был инициирован референдум. При помощи референдума Нгема назначил себя пожизненным президентом страны. Любые попытки противостоять правителю пресекались, а самых неугодных попросту убивали.

4. Используя дополнительные источники информации, приведите примеры сопротивления режиму власти И. В. Сталина в 1930-е гг.

В конце 1930 г. против сталинского руководства выступила группа С.И.Сырцова - В.В. Ломинадзе. Они подвергли критике высокие темпы индустриализации, методы проведения коллективизации, оценили ситуацию в стране как экономический хаос, грань экономического кризиса, считали, что ответственность за такое положение несёт Сталин, собирались вступить против него на пленуме Центрального комитета.

В 1932 г. группа партийцев во главе с известным деятелем московской большевистской организации М.Н.Рютиным подготовили теоретическую работу под названием « Сталин и кризис пролетарской диктатуры» и манифест-обращение «Ко всем членам партии».

В конце 1932 г. против режима личной власти Сталина выступила группа, состоящая из старых членов партии А.П.Смирнова, Н.Б.Эйсмонта, В.Н.Толмачёва.

5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918—1920 гг., 1921—1928 гг.?

Особенностями политической системы стало установление режима личной власти Сталина - культа личности. Также важным политическим методом стали репрессии.

6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин — это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.

Ленин и Сталин были, прежде всего, марксистами. Маркс открыл, что важнейшей движущей силой развития общества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, является борьба антагонистических классов. Исходя из этого, он обосновал революционную роль и историческую миссию рабочего класса в свержении капитализма. Он указал и средство достижения этой цели: социалистическая революция с диктатурой пролетариата. Ленин развил теорию Маркса:

- показал, что капитализм имеет свою высшую стадию развития (империализм);

- сделал вывод о неравномерности развития капитализма в различных странах и, в этой связи, о возможности победы революции в отдельной стране;

- разработал теорию по перерастанию буржуазно-демократической революции в социалистическую;

- детализировал положение о диктатуре пролетариата;

- обосновал руководящую роль рабочего класса в социалистической революции, указав его союзника (беднейшее крестьянство);

- назвал формы классовой борьбы на разных этапах социалистической революции;

- заложил организационные основы норм партийной жизни и принципов партийного руководства;

- вооружил (идейно) партию и рабочий класс стратегией и тактикой революционной борьбы с буржуазией, ревизионизмом, догматизмом, оппортунизмом (правым и «левым»);

- дал решение национального вопроса;

- начертал (набросочно) планы путей переходного периода от капитализма к социализму.

Сталин применил на практике теорию Маркса, развитую Лениным. В своё время Сталин говорил: «Троцкий задался целью вести борьбу против теории Ленина, но так как вести борьбу против Ленина дело рискованное, то он решил провести эту борьбу под видом борьбы с «теорией» Сталина». (Обращает на себя внимание: теория Ленина — без кавычек, «теория» Сталина — в кавычках.) И далее: «Ни о какой «теории» Сталина не может быть и речи, никогда Сталин не претендовал на что-нибудь новое в теории, а добивался лишь того, чтобы облегчить полное торжество ленинизма». (Сталин, как всегда, точен: «ленинизма» — т.е. того, что он, Сталин, получил в готовом виде от Ленина.)

А вот как однажды проговорился один неотроцкист (М.С. Горбачёв): «Сталинизм — понятие, придуманное противниками коммунизма, и широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом».

Как нет «марксизма-энгелизма», так и не должно быть «ленинизма-сталинизма». Другое дело, нельзя отделять Ленина от Сталина. Ленин и Сталин — две «ноги», на которые опирался «построенный в боях социализм».

Выводы:

1. Была и остаётся исторически единственно верная теория научного коммунизма — марксизм.

2. Ленин и Сталин были и остаются лучшими, талантливейшими марксистами.

3. Термин «сталинизм» — искусствен; в нём нет никакой необходимости; придумывать термин «сталинизм» — значит дуть в паруса троцкистов и неотроцкистов.

7. В 2014 г. Президент РФ подписал указ о программе всеобщей физкультурной подготовки молодёжи «Готов к труду и обороне». Есть ли отличия этой программы от системы, которая существовала под таким же девизом в СССР? В чём состоит актуальность данной программы?

В Советские времена обладание значком ГТО не давало преимуществ при поступлении в ВУЗы, в получении повышенных премий и академических стипендий. Существенно будут отличаться дисциплины и нормативы. Целями современного ГТО являются: повышение эффективности использования возможностей физической культуры в укреплении здоровья; гармоничном и всестороннем развитии личности -воспитании гражданственности; -повышении качества жизни. Таким образом, данная программа довольно актуальна.