Упражнение 177 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

177. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, как данное орфографическое правило связано с синтаксической характеристикой предложения. Орфографическое правило о написании не или ни в оборотах речи напрямую связано с синтаксической характеристикой предложения, то есть с его утвердительной или отрицательной структурой.



Решение задачи: 177. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, как данное орфографическое правило связано с синтаксической характеристикой предложения. Орфографическое правило о написании не или ни в оборотах речи напрямую связано с синтаксической характеристикой предложения, то есть с его утвердительной или отрицательной структурой.Решение задачи: 177. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, как данное орфографическое правило связано с синтаксической характеристикой предложения. Орфографическое правило о написании не или ни в оборотах речи напрямую связано с синтаксической характеристикой предложения, то есть с его утвердительной или отрицательной структурой.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

177. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, как данное орфографическое правило связано с синтаксической характеристикой предложения.

Орфографическое правило о написании не или ни в оборотах речи напрямую связано с синтаксической характеристикой предложения, то есть с его утвердительной или отрицательной структурой.

Если предложение является утвердительным, то в составе оборота следует писать не. Это относится к конструкциям вроде:

«не кто иной, как...», «не что иное, как...», «не кто другой, как...».

В таких случаях говорящий утверждает, что именно это лицо или предмет совершает действие или обладает признаком. Примеры:

– Это был не кто иной, как его родной брат.

– Не что иное, как честность, помогла ему добиться уважения.

Здесь оборот подчёркивает точность высказывания, делает его выразительным, но отрицания не выражает, поэтому пишется частица не.

Если же предложение является отрицательным, то в обороте пишется ни. Обычно оно сопровождается ещё одной отрицательной частицей — не перед сказуемым. Примеры таких конструкций:

– Никто иной не смог бы так поступить.

– Не пришёл ни кто другой, ни он сам.

Здесь уже выражается настоящее отрицание, и ни усиливает его, участвуя в создании двойного отрицания.

Таким образом, выбор между не и ни в подобных оборотах зависит от того, утвердительное или отрицательное перед нами предложение. Это подчёркивает тесную связь между орфографией и синтаксисом: правильно написать — значит правильно понять структуру фразы.

2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите, утвердительным или отрицательным является каждое предложение.

1) (Не, ни)безопас(?)ным для птиц, по-моему, бывает (не, ни)что иное, как пр_брежный м_як. (А. Эртель) 2) Перед ней был (не, ни)кто иной, как пут_шествующий п_шком Эгль, извес_ный

соб_ратель песен, л_генд, пр_даний и сказок. (А. Грин) 3) (Не, ни)чем иным её отсу_ствие об(?)яснить нельзя. (Л. Овалов) 4) (Не, ни)что другое для неё (не)существует — только её дом. (А. Аграновский)

1. Небезопасным (син.: опасным; непроизнос. согл., опасен) для птиц, по-моему, бывает не_что иное, как прибрежный (знач. близости) маяк (словар. слово) (утвердит.). 2. Перед ней был не_кто иной, как путешествующий (соед. «е») пешком (безуд. глас., пеший) Эгль, известный (непроизнос. согл., весть) собиратель песен, легенд (словар. слово), преданий (словар. слово) и сказок (утвердит.). 3. Ничем иным ее отсутствие (словар. слово) объяснить нельзя (отриц.). 4. Ничто другое для нее не_существует (част. «не» с гл.) – только ее дом (отриц.).

*3. Докажите, что выделенные слова образованы приставочно-суффиксальным способом.