Упражнение 180 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

180. 1. Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте фигуры речи и эмоционально-оценочные слова. Какие ещё признаки публицистического стиля представлены в этом тексте?



Решение задачи: 180. 1. Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте фигуры речи и эмоционально-оценочные слова. Какие ещё признаки публицистического стиля представлены в этом тексте?Решение задачи: 180. 1. Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте фигуры речи и эмоционально-оценочные слова. Какие ещё признаки публицистического стиля представлены в этом тексте?

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

180. 1. Выразительно прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Найдите в тексте фигуры речи и эмоционально-оценочные слова. Какие ещё признаки публицистического стиля представлены в этом тексте? К чему призывает автор? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути... Красная узкая птичка вертится во все стороны по ветке — видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой,

чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути! (Ю. Олеша)

Текст относится к разговорному публицистическому стилю с элементами описания и рассуждения.

Тип речи — рассуждение с элементами описания (описание куста, движения утки и воды, а также размышления автора).

Признаки публицистического стиля:

1. Обращение к читателю (пример):

– «Помните ли вы их, милый читатель?»

2. Риторические восклицания (пример):

– «Нет ничего прекрасней кустов шиповника!»

– «Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути!»

3. Эмоционально-оценочные слова (пример):

– «прекрасней», «чудесных», «не слишком вежлив», «как красив».

4. Выразительность и живость стиля — автор словно ведёт беседу, делится наблюдением, эмоционально вовлекает читателя.

Автор призывает быть внимательнее к окружающей природе, не проходить мимо того, что кажется обычным, но на самом деле может быть удивительно прекрасным. Он хочет, чтобы читатель вновь научился замечать красоту мира, как, например, куст шиповника.

Да, с автором можно согласиться. В наше время люди часто спешат и не обращают внимания на природу. Такой текст напоминает о важности созерцания и душевного отклика.

2. Выделите в тексте-рассуждении тезис, доказательство, вывод.

Тезис (основная мысль, с которой автор начинает рассуждение):

«Нет ничего прекрасней кустов шиповника!»

Автор утверждает, что шиповник — одно из самых красивых природных явлений, достойное восхищения и внимания.

Доказательства (аргументы, примеры, образы):

– «Помните ли вы их, милый читатель?»

– «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей…»

– «Видим ли мы всё?»

– «Утка оригинальнейше повернулась…» — автор описывает яркую природную сцену, создаёт образ живого чуда.

– описание куста, игра света, движение воды, красота отражения — всё это создаёт убедительный визуальный образ, доказывающий красоту шиповника.

Вывод:

«Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути!»

Автор делает вывод, что мы теряем способность замечать прекрасное не потому, что его нет, а потому, что разучились смотреть и видеть.

3. Устно проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца, указывая вид каждого из них:

— по цели высказывания;

— по эмоциональной окраске;

— по характеру выражаемого отношения к действительности;

— по количеству грамматических основ;

— по наличию второстепенных членов.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника!

(Повествовательное, восклицательное, утвердительное, простое, распространенное).

Помните ли вы их, милый читатель?

(Вопросительное, невосклицательное, утвердительное, простое, распространенное).

Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества вещей, стоящих или двигающихся по пути.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, две грамматические основы:

1 – отрицательное, распространенное;

2 – утвердительное, распространенное).

Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

(Вопросительное, невосклицательное, утвердительное, сложное, семь грамматических основ:

1 – распространенное;

2 – нераспространенное;

3 – распространенное;

4, 5, 6 – нераспространенные;

7 – распространенное).