Вопросы на стр.147 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
- Расскажите, что вы знаете об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения. Выполняя это задание, пользуйтесь схемой из упр. 241. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства действия или состояния.




Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
- Расскажите, что вы знаете об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения. Выполняя это задание, пользуйтесь схемой из упр. 241.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства действия или состояния. Оно уточняет где? когда? как? почему? с какой целью? в какой степени? при каком условии? вопреки чему? совершается действие.
Согласно представленной схеме, обстоятельства делятся по смыслу на:
1. Места (где? куда? откуда?)
Пример: Он уехал в деревню.
2. Времени (когда?)
Пример: Мы пришли вечером.
3. Образа действия (как? каким образом?)
Пример: Он говорил тихо.
4. Причины (почему?)
Пример: Мы остались из-за дождя.
5. Меры и степени (в какой мере? насколько?)
Пример: Он был очень рад.
6. Цели (зачем? с какой целью?)
Пример: Он пошёл за хлебом.
7. Условия (при каком условии?)
Пример: При необходимости мы перезвоним.
8. Уступки (вопреки чему?)
Пример: Несмотря на усталость, он продолжал работу.
- Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены обстоятельства? Приведите примеры.
Обстоятельства чаще всего выражаются следующими частями речи:
1. Наречием
Отвечает на вопросы: когда? где? как? почему?
Примеры:
• Он работал усердно.
• Мы уедем завтра.
• Она стояла рядом.
2. Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
Отвечает на те же вопросы, как наречие; чаще всего используется с предлогом.
Примеры:
• Мы гуляли в парке.
• Он ушёл после обеда.
• Она смотрела с удивлением.
4. Деепричастием и деепричастным оборот
Отвечает на вопросы: как? почему? несмотря на что? при каком условии?
Примеры:
• Улыбаясь, он вошёл в комнату.
• Прочитав книгу, она всё поняла.
- Бегло просмотрите материалы рубрики «Теоретические сведения» и определите, какая новая для вас информация в ней содержится.
После беглого просмотра материалов рубрики «Теоретические сведения» можно выделить следующую новую и полезную информацию:
Обстоятельство не только указывает на время, место и образ действия, но также может обозначать:
• причину действия (почему?),
• цель действия (зачем? с какой целью?),
• условие действия (при каком условии?),
• уступок, то есть действие вопреки чему-то (вопреки чему?),
• меру и степень проявления действия (насколько? в какой степени?).
Обстоятельства могут быть выражены разными частями речи:
• Наречием.
• Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него.
• Инфинитивом.
• Деепричастием и деепричастным оборотом.
• Некоторыми фразеологизмами.
Раньше я думал, что обстоятельство — это просто указание на время или место, а теперь вижу, что их разновидностей гораздо больше, и что обстоятельства могут быть даже уступительными или причинными. Ещё полезным стало напоминание о вопросах, на которые отвечает каждое обстоятельство.
- Внимательно изучите таблицу (см. с. 148) и сравните её с той таблицей, с которой вы работали в прошлом учебном году при изучении темы «Наречие» (если вы не помните этой таблицы, обратитесь к плану морфологического разбора наречия). На основе сопоставления сделайте выводы.
После внимательного изучения таблиц из 7 класса (разряды наречий по значению) и 8 класса (виды обстоятельств) можно сделать следующие выводы:
Общее между таблицами:
1. Вопросы совпадают.
И наречия, и обстоятельства отвечают на одни и те же вопросы:
• как? где? когда? зачем? почему? и т. д.
2. Смысловые группы совпадают.
Таблицы делят наречия и обстоятельства по смыслу на одни и те же разряды/виды:
• образа действия
• меры и степени
• времени
• места
• причины
• цели
Отличия:
1. Таблица за 7 класс показывает часть речи — наречие, а
таблица за 8 класс — член предложения — обстоятельство.
2. В 8 классе добавлены два дополнительных вида обстоятельств, которых нет в 7 классе:
• обстоятельство условия (при каком условии?)
Пример: При таком морозе…
• обстоятельство уступки (вопреки чему?)
Пример: Несмотря на яркое освещение…
3. В таблице за 8 класс поясняется, что обстоятельства могут быть выражены не только наречием, но и:
• существительным с предлогом,
• инфинитивом,
• деепричастием,
• фразеологизмами.
Выводы:
• В 7 классе мы изучали наречия по значению, а в 8 классе — обстоятельства как члены предложения, которые могут быть выражены не только наречиями.
• Знания о наречиях помогают легче понимать и определять обстоятельства.
• В 8 классе знания расширяются, появляются новые виды обстоятельств и разнообразные способы их выражения в речи.
