Упражнение 114 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
114. Подберите пример текста медитативного характера. Какими средствами языка выражается процесс размышлений? Встречаются ли вопросительные и восклицательные предложения? Какова их роль в тексте?


Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
114. Подберите пример текста медитативного характера. Какими средствами языка выражается процесс размышлений? Встречаются ли вопросительные и восклицательные предложения? Какова их роль в тексте? Определите средства связи предложений в тексте.
Пример текста медитативного характера:
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебром свете; и чудный воздух и прохладен, и душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные тьмы, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны пруды…»
Средства языка, выражающие процесс размышления: В этом тексте автор использует вопросительные предложения («Знаете ли вы украинскую ночь?»), которые привлекают внимание читателя и вводят его в состояние задумчивости. Вопросы не требуют ответа, их цель — заставить читателя задуматься, представить себе описываемую картину.
Также используются восклицательные предложения («О, вы не знаете украинской ночи!», «Божественная ночь! Очаровательная ночь!»), выражающие эмоциональное восхищение автора и усиливающие эмоциональность, глубину размышлений, подчёркивающие их восторженный и поэтичный характер.
Роль вопросительных и восклицательных предложений: Вопросительные предложения побуждают читателя к размышлению и мысленному созерцанию, создают доверительную беседу между автором и читателем. Восклицательные предложения передают чувства автора, усиливают эмоциональный фон размышлений, подчёркивают авторский восторг и восхищение перед описываемой картиной.
Средства связи предложений в тексте: Связность предложений достигается за счёт последовательности описания, лексических повторов («ночь», «небо»), а также синтаксических параллелей и однородных членов предложения («и прохладен, и душен, и полон неги», «горит и дышит»), что придаёт тексту плавность, цельность и единство. Сочетание предложений с повтором ключевых слов и чередование эмоционально окрашенных конструкций (вопросы и восклицания) помогают создать тексту плавный ритм, медитативность и глубокое эмоциональное восприятие.
