Упражнение 153 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?



Решение задачи: 153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?Решение задачи: 153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?Решение задачи: 153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?

В рассказе Михаила Зощенко «Аристократка» представлен диалог между рассказчиком, Григорием Ивановичем, и его спутницей, стилизованный под разговорную речь. Этот диалог ярко иллюстрирует особенности разговорного стиля и служит важной художественной цели в произведении.

Пример диалога:

«— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

— Нет.

И берет третье.

Я говорю:

— Натощак — не много ли? Может вытошнить.

А она:

— Нет, — говорит, — мы привыкшие. — И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

— Ложи, — говорю, — взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

— Ложи, — говорю, — к чертовой матери!

Положила она назад. А я говорю хозяину:

— Сколько с нас за скушанные три пирожные?

А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.

— С вас, — говорит, — за скушанные четыре штуки столько-то.

— Как, — говорю, — за четыре?! Когда четвертое в блюде находится. — Нету, — отвечает, — хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

— Как, — говорю, — надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.»

Признаки разговорного стиля в диалоге:

1. Просторечная лексика и фразеология: Использование выражений, характерных для повседневной речи, таких как «ложи взад», «ваньку валяет», «вытошнить».

2. Неполные предложения и эллипсис: Реплики содержат неполные конструкции, где часть слов опущена, но смысл ясен из контекста, например, «И берет третье», «Положила она назад».

3. Повторы и вводные слова: Частое употребление вводных слов и повторов, придающих речи естественность, как в фразах «А она говорит», «Я говорю».

4. Простые синтаксические конструкции: Преобладание коротких, простых предложений, отражающих живую разговорную речь, например, «Нет, — говорит, — мы привыкшие».

Роль элементов разговорного стиля в произведении:

Использование элементов разговорного стиля в рассказе «Аристократка» выполняет несколько функций. Во-первых, оно способствует созданию реалистичных и живых образов персонажей, подчёркивая их социальный статус и уровень образования. Речь Григория Ивановича, насыщенная просторечными выражениями и простыми конструкциями, отражает его принадлежность к рабочему классу и ограниченный культурный опыт. Во-вторых, разговорный стиль усиливает комический эффект произведения. Несоответствие между претензиями героини на «аристократизм» и её поведением, выраженное через речь, создаёт ироничную ситуацию, высмеивающую поверхностное стремление к «культурности» и мещанство. Таким образом, элементы разговорного стиля не только оживляют повествование, но и служат средством сатирического обличения социальных пороков, делая рассказ более выразительным и запоминающимся.