Упражнение 154 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

154. Прислушайтесь к диалогам на улице. Обратите внимание на использование разговорной лексики, интонации, синтаксиса. Составьте текст на тему «Подслушанный диалог». Попробуйте передать специфику звучащей речи.



Решение задачи: 154. Прислушайтесь к диалогам на улице. Обратите внимание на использование разговорной лексики, интонации, синтаксиса. Составьте текст на тему «Подслушанный диалог». Попробуйте передать специфику звучащей речи.Решение задачи: 154. Прислушайтесь к диалогам на улице. Обратите внимание на использование разговорной лексики, интонации, синтаксиса. Составьте текст на тему «Подслушанный диалог». Попробуйте передать специфику звучащей речи.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

154. Прислушайтесь к диалогам на улице. Обратите внимание на использование разговорной лексики, интонации, синтаксиса. Составьте текст на тему «Подслушанный диалог». Попробуйте передать специфику звучащей речи.

Я стоял на автобусной остановке и невольно стал свидетелем оживлённого разговора двух мужчин средних лет. Их речь была быстрой, эмоциональной, насыщенной разговорными выражениями и интонационными скачками.

— Ну, чё, Вась, вчера ходил к этому… как его… к Саньке? — спросил один, переминаясь с ноги на ногу.

— Да ходил, — ответил второй, махнув рукой. — А толку? Он, как всегда, говорит: «Ща-ща, разрулим», а сам только обещания раздаёт.

— Эх, ты… А я ж говорил! Он такой, ему верить — себя не уважать. Я ему ещё в том году: «Сань, ну сделай, по-братски», а он мне: «Да ты не кипишуй, Петрович, всё будет». Ну и где оно, это «всё будет»?

— Да не говори… — вздохнул Василий. — Я ему прямым текстом: «Слушай, Санёк, ты меня за кого держишь? Я ж не маленький». А он в ответ лыбится, типа, «да всё ровно будет».

— Вот же ж… — Петрович покачал головой и сплюнул на землю. — Таких к стенке ставить надо!

— Да ну тебя, Петрович, с твоей стенкой! — Василий хохотнул. — Пошли лучше чаю бахнем.

В этом диалоге ярко выражены черты разговорного стиля. Во-первых, используются просторечные слова и выражения: «чё», «кипишуй», «бахнем», «лыбится». Во-вторых, реплики короткие, динамичные, с большим количеством эмоциональных междометий: «Эх, ты…», «Вот же ж…». В-третьих, речь построена на живых, спонтанных реакциях, обрывающихся фразах, иногда с эллипсисом («Да ходил», «А толку?»). Интонация меняется в зависимости от эмоций: возмущение, недоверие, насмешка. Всё это создаёт эффект живого, естественного общения.

Использование элементов разговорного стиля делает этот диалог аутентичным и позволяет глубже понять характеры говорящих. Он отражает их социальное положение, привычный стиль общения, эмоциональное состояние. Такой стиль речи важен в художественной литературе, поскольку помогает передать реальную речь людей, их мировоззрение и отношение к жизни.