Упражнение 168 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
168. Прочитайте текст. Как я любил этот город с его широкими проспектами! По ним счас(?)ливый обладатель автомобиля катил куда (то), из-редк..



Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
168. Прочитайте текст.
Как я любил этот город с его широкими проспектами! По ним счас(?)ливый обладатель автомобиля катил куда (то), из-редк.. поглядывая на сидящую рядом девушку. Есть города, красота и очарование которых раскрываются только в пешей прогулке. Большинство (западно) европейских городов — именно такие. Их можно сравнить с картинами старых го(л, лл)андцев, где каждая деталь скрупулёзно выписа(н, нн)а. Это архитектурная музыка мелких мазков.
Но Москва абсолютно другая. Она похожа на полотна им-пре(с, сс)ионистов. Увидеть красоту этого города можно только в движени.. . (Не) зря молодожены так любили после бракосочетания проезжать под семью мостами. Автомобиль плавно движ-.тся по набережной на скорости, слегка превышающей 60 км/ч, — Краснохолмский мост — поцелуй, Таганский мост — поцелуй. И вот вырастает гр..мада высотного здания на Котельнической набережной. Ещё один поцелуй.
(Из газеты)
К какому стилю принадлежит этот текст? Обоснуйте своё мнение.
Этот текст относится к публицистическому стилю, так как он сочетает в себе черты художественного и аналитического изложения, свойственные публицистике. Автор не просто передаёт информацию, но и эмоционально воздействует на читателя, создавая яркий образ города.
Основными признаками публицистического стиля здесь являются образность, выразительность и оценочность. Автор использует метафоры («архитектурная музыка мелких мазков», «Москва похожа на полотна импрессионистов»), сравнения («Их можно сравнить с картинами старых голландцев»), эпитеты («широкие проспекты», «скрупулезно выписана», «громада высотного здания»), что делает текст живым и эмоциональным.
Кроме того, текст предназначен для широкой аудитории, он информирует, но в то же время выражает авторское отношение к городу.
Используемый приём противопоставления (противопоставление Москвы с западно-европейским городам) усиливает эмоциональное воздействие, подчёркивая уникальность столицы.
Таким образом, наличие яркой образности, оценочности, выразительных средств и субъективного отношения автора доказывает принадлежность текста к публицистическому стилю.
Озаглавьте текст.
Примеры заголовков текста:
1. «Москва: город движения и ритма»
2. «Город, который нужно увидеть на скорости»
3. «Москва – архитектура в движении»
4. «Поцелуи мостов: очарование столицы»
Спишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Как я любил этот город с его широкими проспектами! По ним счастливый (счастье) обладатель (запомнить) автомобиля катил куда-то, изредка поглядывая на сидящую рядом девушку. Есть города, красота и очарование (чары) которых раскрываются только в пешей прогулке. Большинство (ШИ с И) западноевропейских городов – именно такие. Их можно сравнить с картинами старых голландцев (запомнить), где каждая деталь скрупулезно выписана (краткое причастие). Это архитектурная (запомнить) музыка мелких мазков.
Но Москва абсолютно другая. Она похожа на полотна импрессионистов. Увидеть красоту этого города можно только в движении (на ИЕ, П. п.). Не зря молодожёны так любили после бракосочетания (исключение) проезжать под семью мостами. Автомобиль плавно движется (І спр.) по набережной на скорости, слегка превышающей (=пере; какой?) 60 км/ч, –Краснохолмский мост – поцелуй, Таганский мост – поцелуй. И вот вырастает громада (запомнить) высотного здания на Котельнической набережной. Ещё один поцелуй.
К какому типу речи относится текст? Найдите предложение, содержащее тезис.
Текст относится к рассуждению, так как в нём проводится сравнение Москвы с западноевропейскими городами, обосновывается, чем отличается красота столицы, и делается вывод о её восприятии. Автор не просто описывает город, а анализирует, каким образом его можно по-настоящему увидеть и почувствовать.
Предложение, содержащее тезис:
«Но Москва абсолютно другая. Она похожа на полотна импрессионистов. Увидеть красоту этого города можно только в движении».
Это ключевая мысль текста, вокруг которой строится дальнейшее рассуждение. Автор объясняет, почему Москва воспринимается иначе, чем западноевропейские города, и доказывает это примерами.
Какую роль играет приём противопоставления в данном тексте?
Приём противопоставления играет ключевую роль в данном тексте, так как с его помощью автор подчёркивает уникальность Москвы и её отличия от западноевропейских городов.
В начале текста говорится, что есть города, красота которых раскрывается только в пешей прогулке. Они сравниваются с картинами старых голландцев, где каждая деталь тщательно прорисована. Это создаёт образ статичных, детализированных городов, которые воспринимаются через медленное, вдумчивое наблюдение.
Далее автор противопоставляет этим городам Москву, говоря: «Но Москва абсолютно другая. Она похожа на полотна импрессионистов». Это сравнение подчёркивает, что красота Москвы раскрывается не в статике, а в движении. Автор объясняет, что город нужно воспринимать в динамике, на скорости, чтобы уловить его ритм, масштаб и настроение.
Таким образом, приём противопоставления помогает:
1. Раскрыть авторскую точку зрения – Москва уникальна, её восприятие отличается от традиционных европейских городов.
2. Создать яркий художественный образ – западноевропейские города как картины голландцев. Москва как живопись импрессионистов.
3. Эмоционально воздействовать на читателя – показать Москву как особенный город, который невозможно оценить, просто гуляя пешком.
Благодаря противопоставлению текст становится более выразительным и убедительным.
