Упражнение 163 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста. Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться» 1.



Решение задачи: 163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста. Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться» 1.Решение задачи: 163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста. Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться» 1.Решение задачи: 163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста. Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться» 1.Решение задачи: 163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста. Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться» 1.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

163. Прочитайте обращение Д. С. Лихачёва к молодёжи «Любите учиться» (см. § 33). Произведите анализ текста.

Анализ текста Д. С. Лихачёва «Любите учиться»

1. Чтение с интонационным выделением

Текст следует читать с выразительной интонацией, делая акценты на ключевых словах: «Учение — вот что нужно молодому человеку», «Учиться нужно всегда», «Учитесь любить учиться!». Автор использует повторы и восклицательные конструкции, которые подчёркивают основную мысль.

2. Об авторе

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) — выдающийся русский филолог, историк литературы, академик, исследователь древнерусской литературы и культуры. Его работы посвящены вопросам русской письменности, этики и истории. Лихачёв пережил репрессии, но несмотря на это, всю жизнь стремился передавать знания и воспитывать культурное сознание общества.

3. Функциональный стиль текста

Текст относится к публицистическому стилю, поскольку его цель — воздействие на читателя, формирование убеждений, передача общественно значимых идей.

4. Тип речи

Текст является рассуждением, так как в нём анализируется важность учения, доказывается необходимость любить процесс познания.

5. Жанр текста

Обращение к молодёжи, по своему характеру близкое к публицистической статье или эссе, так как выражает личную точку зрения автора и побуждает читателя к размышлению.

6. Настроение текста

Настроение текста воодушевляющее, мотивирующее, вдохновляющее. Лихачёв убеждает читателя, что учение — это радость, а не скучная обязанность.

7. Тема текста

Польза учения, необходимость любить процесс познания, связь обучения и развития личности.

8. Осмысление заголовка

Заглавие «Любите учиться» несёт в себе главный посыл текста. Оно является призывом к читателям, подчёркивает, что учение — это не просто обязанность, а процесс, способный приносить радость.

9. План текста

1. Введение: важность учения на протяжении всей жизни.

2. Молодость — лучшее время для обучения.

3. Нужно учиться осознанно, с радостью.

4. Обучение — это не только работа, но и удовольствие.

5. Заключительный призыв: «Учитесь любить учиться!».

10. Связь частей текста

Текст логично структурирован, идеи плавно переходят друг в друга. Используются лексические повторы (учение, учиться, знание, приобретение), восклицательные предложения для эмоционального воздействия, риторические вопросы для вовлечения читателя.

11. Связь начала и конца текста

Начало содержит утверждение о значении учения, а конец — призыв к читателю, завершающий главную мысль.

12. Основные приёмы построения текста

Текст построен на противопоставлении («учение — это не скука, а радость»), сопоставлении (дети учатся с радостью, а взрослые часто теряют это чувство), постепенном усилении мысли.

13. Основные образы текста

• Образ учения как радостного процесса, помогающего человеку развиваться.

• Образ молодёжи, которая должна осознать важность знаний.

• Образ взрослого человека, который теряет интерес к учёбе и воспринимает её как обязанность.

14. Лексика текста

• Ключевые слова: учение, знания, радость, приобретение, понимание.

• Повторы: «Учение — вот что нужно молодому человеку», «Учитесь любить учиться!».

• Синонимы и антонимы: «труд» — «радость», «скучно» — «интересно».

• Перифразы: «Крепче сердцем» — стойкость перед трудностями в обучении.

• Средства выразительности:

o Эпитеты: «тяжёлый вздох», «мудрое решение» — передают эмоции читателя.

o Метафоры: «Знания открывают дорогу», «Учение даёт крылья».

o Риторические вопросы: «А где же развлечение?» — вовлекают читателя в диалог.

o Фразеологизмы: «Не терять времени впустую» — подчёркивает ценность времени.

Вывод

Текст Д. С. Лихачёва — это вдохновляющее публицистическое обращение, мотивирующее молодёжь относиться к обучению с радостью. Автор использует богатый арсенал выразительных средств, чтобы убедительно передать свою мысль: учение — это не просто труд, а ключ к развитию личности и успеху.