Упражнение 267 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

267. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строчках? 1 1. ...Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой.



Решение задачи: 267. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строчках? 1 1. ...Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой.Решение задачи: 267. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строчках? 1 1. ...Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

267. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строчках? 1

1. ...Бежит и слышит за собой —

Как будто грома грохотанье —

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой. (А. Пушкин)

2. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. (М. Лермонтов)

3. Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К. Бальмонт)

В поэзии звуковая организация текста играет ключевую роль, создавая так называемую «звуковую живопись» или «звуковую наглядность». Это позволяет не только передать смысл, но и вызвать у читателя определённые слуховые и визуальные образы. Рассмотрим, какие звуки создают звуковую наглядность в приведённых строках.

1. А. Пушкин

...Бежит и слышит за собой —

Как будто грома грохотанье —

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

В этих строках Пушкин использует аллитерацию на звуки «г» и «р» («грома грохотанье», «тяжело-звонкое скаканье»). Повторение этих твёрдых согласных передаёт ощущение тяжёлого, ритмичного стука копыт по мостовой, усиливая динамику и напряжение сцены.

2. М. Лермонтов

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Лермонтов использует мягкие согласные «л» и «н» («плыла», «голубой», «луной», «доплеснуть», «волны»), а также шипящие звуки «с» и «ш» («старалась», «доплеснуть», «серебристую», «волны»). Эти звуковые повторы создают ощущение плавности и тихого плеска воды, передавая спокойствие ночной реки и движения русалки.

3. К. Бальмонт

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Бальмонт мастерски использует шипящие звуки «ш» и «щ» («чуть слышно», «бесшумно», «шуршат», «камыши»), создавая эффект шороха камышей в ночной тишине. Эти звуки передают атмосферу таинственности и покоя болотной местности.

Таким образом, в каждом из приведённых примеров поэты используют звуковые средства — аллитерацию и ассонанс — для создания ярких слуховых образов, усиливающих эмоциональное восприятие описываемых сцен.