Упражнение 532 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

532. Вспомните и запишите глаголы, которые вводят чужую речь в предложения с прямой речью. Выпишите из художественных произведений девять соответствующих примеров (по три примера на каждую группу).



Решение задачи: 532. Вспомните и запишите глаголы, которые вводят чужую речь в предложения с прямой речью. Выпишите из художественных произведений девять соответствующих примеров (по три примера на каждую группу).Решение задачи: 532. Вспомните и запишите глаголы, которые вводят чужую речь в предложения с прямой речью. Выпишите из художественных произведений девять соответствующих примеров (по три примера на каждую группу).

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

532. Вспомните и запишите глаголы, которые вводят чужую речь в предложения с прямой речью. Выпишите из художественных произведений девять соответствующих примеров (по три примера на каждую группу).

Глаголы, вводящие чужую речь в предложениях с прямой речью, можно разделить на несколько групп:

1. Глаголы речи: сказать, произнести, заметить, ответить, спросить, сообщить, добавить, воскликнуть, объявить, подтвердить, возразить, прокричать, прошептать, пробормотать.

2. Глаголы, выражающие внутреннее состояние или чувства: подумать, почувствовать, вспомнить, осознать, решить, надеяться, удивиться, обрадоваться, испугаться, рассердиться, огорчиться, усомниться, пожалеть.

3. Глаголы, описывающие мимику, жесты или телодвижения: улыбнуться, кивнуть, нахмуриться, пожать плечами, махнуть рукой, покачать головой, всплеснуть руками, подмигнуть, вздохнуть, рассмеяться, всхлипнуть, зевнуть.

Примеры из художественной литературы, иллюстрирующие использование этих глаголов:

1. Глаголы речи

• «— Ах, жаль-то как! — сказал он, качая головой, — совсем ещё как ребёнок» (Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»).

• «— Что с тобой, Анна? — спросил он, когда они отъехали несколько сот сажен» (Л. Толстой, «Анна Каренина»).

• «— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» (А. Чехов, «Толстый и тонкий»).

2. Глаголы, выражающие мысли или чувства

• «„А куда ж я иду?“ — подумал он вдруг. — Странно…» (Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»).

• «Вспомнил наставление отца: «Береги честь смолоду» (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»).

• «Она вспомнила: „Ведь я оставила окно открытым!“» (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)

3. Глаголы, сопровождающие речь жестами или мимикой

• «— Так что, я думаю, мы с ним сойдёмся, — улыбнулся Чичиков» (Н. Гоголь, «Мёртвые души»).

• «— Не знаю, — пожал плечами Пьер, — может быть, это и к лучшему» (Л. Толстой, «Война и мир»).

• «— Всё прошло… — вздохнул старик, опуская голову» (И. Бунин, «Тёмные аллеи»).