Упражнение 101 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.



Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.Решение задачи: 101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:

101. Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи: алогизм, аллитерация, аллюзия, ассонанс, кольцо, олицетворение, или прозопопея, перифраза, парантеза, парономазия, стык, или подхват, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора. Определите в данных примерах виды тропов и фигур речи, приведите свои примеры.

1) Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (В. Жуковский). 2) Однако кое-как (то есть, конечно, за взятку) дело

устроилось, и я билет получил... (И. Бунин). 3) Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору... (М. Лермонтов). 4) Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души? Логики нет никакой в мёртвых душах; как же покупать мёртвые души? (Н. Гоголь). 5) Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года (А. Пушкин). 6) Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний... и рубки капусты (М. Горький). 7) Певец весенних дней пернатый (Г. Державин). 8) На берегу, как говорится, волн // Стоял он — дум ли полон?.. — телом полн. // Глядел: пред ним куда как нешироко // Река неслася, и моторный чёлн // По ней стремился, нос задрав высоко (А. Дидуров). 9) Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а всё-таки живу и буду жить по-свинячьи! (И. Бунин). 10) И разбойник не гнездился здесь в кустах, и пещерки не выкапывал монах (Н. Гумилёв). 11) Не дуб, но туп. 12) Не мешает сделать ещё одно замечание, что Манилова... но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить (Н. Гоголь). 13) Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!.. (М. Лермонтов). 14) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн... (К. Бальмонт).

Найдите в словаре литературоведческих терминов определения следующих художественных тропов и стилистических фигур речи, приведите свои примеры:

Алогизм – стилистический приём, намеренное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннее противоречие данного положения (драматического или комического).

Пример: рассуждения Раскольникова о том, что некоторые люди имеют право совершать преступления ради высшей цели.

Аллитерация – стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков.

Пример:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт. («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)

Аллюзия – стилистическая фигура, заключающаяся в соотнесении описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического порядка.

Пример:

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского главный герой Раскольников видит сон о лошади. Этот сон является аллюзией на библейскую притчу о Лазаре, что символизирует возрождение и искупление героя.

Ассонанс – созвучие гласных звуков (преимущественно ударных) в стихотворной строке, строфе, фразе.

Пример:

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум —

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.

Буря на море и думы,

Хор возрастающих дум —

Черная туча за тучей,

Моря сердитого шум. (А. Фет)

Кольцо – композиционно-стилистический приём, заключающийся в повторении в конце стихотворной строки, строфы или всего произведения, начальных слов или отдельных звуков.

Пример:

Петуха упустила старушка,

Золотого, как день, петуха. (А. Блок)

Олицетворение (прозопея) – вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Пример:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость. (А. Пушкин)

Перифраза – выражение, описательно обозначающее объект на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.

Пример:

- голубая планета (Земля)

- второй хлеб (картофель)

- вечный город (Рим)

- братья наши меньшие (животные)

Парантеза – фигура порядка слов, вставка одной фразы внутрь другой без грамматической связи.

Пример:

Князь Пётр, жилец московский!

Рука твоя легка! Пожалуй сертука!

Твой сельский друг Жуковский

Обнову хочет сшить.

Но ах! не можно быть

(Ведь тело тяжко бремя)

В одно, мой милый, время

В столице и в Орле. (В.А. Жуковский. «К П.А. Вяземскому»)

Парономазия – фигура речи, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи.

Пример:

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых,

Это Пётр старик, он апостол, а я остолоп. (В. Высоцкий)

Стык (подхват) – повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.

Пример:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня. (К. Д. Бальмонт)

Умолчание – стилистический приём, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намёком с целью усиления выразительности.

Пример:

Нет, вам красного детства не знать.

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребёнку известно. (Н. Некрасов)

Хиазм – синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.

Пример:

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь. (М. И. Цветаева)

Эллипсис – опущение, пропуск элемента высказывания, который легко может быть восстановлен в данном речевом или ситуативном контексте.

Пример:

Привольем пахнет дикий мёд,

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девичий рот,

А золото – ничем. (А. Ахматова)

Эпифора – стилистический приём, использующий повторение звуков, слов или словосочетаний в конце смежных отрезков текста.

Пример:

За годом год, за веком век

Что ж негодует человек,

Сей злак земной! (Ф.И. Тютчев)

Определите в данных примерах виды тропов и фигур речи.

1. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

- эллипсис (пропущены сказуемые)

- параллелизм

- аллюзия (мечи на орало)

2. Однако кое-как (то есть, конечно, за взятку) дело устроилось, и я билет получил...

- парантеза (то есть, конечно, за взятку)

3. Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору...

- стык (подхват) (Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, будто сосенка, // Будто сосенка во сыром бору...)

- сравнение (будто сосенка)

- эпитет (холодный, сыром)

4. Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души? Логики нет никакой в мёртвых душах; как же покупать мёртвые души?

- эпифора (мёртвые души – в мёртвых душах – мёртвые души)

- риторический вопрос

5. Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года.

- олицетворение (улыбкой природа встречает)

- эпитет (ясною)

- метафора (утро года)

6. Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний... и рубки капусты.

- алогизм (сезон собраний и рубки капусты)

7. Певец весенних дней пернатый.

- перифраз (грач – певец пернатый)

8) На берегу, как говорится, волн // Стоял он – дум ли полон?.. –телом полн. // Глядел: пред ним куда как нешироко // Река неслася, и моторный чёлн // По ней стремился, нос задрав высоко.

- риторический вопрос (стоял он – дум ли полон?)

- парантеза (телом полн)

- эпифора (нешироко – высоко; полон – полн)

- ирония

- алогизм

- олицетворение (река неслася; челн стремился, нос задрав высоко)

9. Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а всё-таки живу и буду жить по- свинячьи!

- окказионализм (по-свинячьи)

- противопоставление (музыка – жить по-свинячьи)

- эпифора (жить по-свинячьи)

10. И разбойник не гнездился здесь в кустах, и пещерки не выкапывал монах.

- аллюзия (разбойник не гнездился – пещерки не выкапывал монах)

11. Не дуб, но туп.

- ассонанс (у)

- аллитерация (п)

- перифраза (дуб – туп)

- ирония

12. Не мешает сделать ещё одно замечание, что Манилова... но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить.

- умолчание

- парантеза (но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить)

13. Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!..

- ассонанс (Забил заряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга!..)

- ирония

14. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн...

- аллитерация (Вечер. Взморье. Вздохи ветра. // Величавый возглас волн. // Близко буря. В берег бьётся // Чуждый чарам чёрный чёлн...)

- эпитеты (величавый, чуждый)

- олицетворение (вздохи ветра; возглас волн)