Упражнение 103 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

103. Внимательно прочитайте текст и выполните задания. (1) Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение». (2) Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения.



Решение задачи: 103. Внимательно прочитайте текст и выполните задания. (1) Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение». (2) Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения.

Ниже вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:

103. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

(1) Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение».

(2) Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. (3) Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите.

(4) Сегодня же мир стремительно меняется. (5) Возрастающая в общественном развитии роль информации породила у многих потребительское отношение к чтению. (6) А новые информационные технологии с колоссальными возможностями заставили переориентироваться прагматичных людей, перетянули от книги к компьютеру. (7) По сравнению с «трудоёмким», «скучным» процессом чтения, требующим сосредоточенности, вдумчивости, получение информации, скажем, на компьютере — просто праздник.

(8) Но настало время осознать, что не в информации одной и знаниях сила книги, тем более художественной. (9) Её сила совсем в другом, и этой силе нет альтернативы.

(10) Читая, в готовом виде мы получаем только «крючочки» — буквы, из которых сложены слова и предложения. (11) Читатель, если он не на стадии обучения технике чтения, обычно видит уже не буквы и текст сам по себе, а жизнь, стоящую за ними, внутренним зрением он творит картины.

(12) Творить и получать — это не одно и то же. (13) Если другие виды искусства можно непосредственно увидеть (живопись), осязать (скульптура), то, читая, мы видим, слышим, осязаем, только включив в работу воображение, чувства, память, свой жизненный опыт, наконец. (14) Именно она, уникальная творческая жизнь, дающая наслаждение, и есть движущая сила, влекущая к чтению. (15) Если представить себе, что её нет, литература как искусство теряет смысл, а чтение превращается в сугубо деловое занятие.

(16) То, чем сильна литература и что даёт читателю полёт фантазии, для информации только помеха. (17) Стоит подойти к искусству с меркой информации, как оно вянет. (18) Всё, чем сильна литература, что ценится в ней — многозначность слова, благозвучие, индивидуальный стиль и интонация автора, весь неопредмеченный мир — мечты, чувства, подсознание, аналогии, ассоциации, — всё пропадает. (19) Литература обедняется, а с ней вместе обедняется и читатель. (20) Отдавая всё стереотипному левому полушарию, человек теряет работу правого, ведающего творчеством, фантазией, аналоговым мышлением, вдохновением и озарением. (21) Потери здесь невосполнимы, и человек, питающийся только информацией, для культуры, искусства — погиб: он теряет огромный комплекс своей духовной энергии.

(По И. Тихомировой)

1. Какое высказывание наиболее точно отражает смысл текста?

1) Люди стали меньше читать, потому что появилась возможность получать нужную информацию с помощью компьютера.

2) Благодаря чтению художественной литературы человек приобщается к духовной культуре своего народа, глубже начинает понимать чувства других людей.

3) Человек, читающий только справочно-информационную литературу, утрачивает способность к творческому озарению.

4) Стремительность развития современной жизни превращает чтение в сугубо деловое занятие.

4) Стремительность развития современной жизни превращает чтение в сугубо деловое занятие.

2. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?

1) 2

2) 6

3) 12

4) 21

Контекстные синонимы употребляются в предложении 12.

3) 12 (творить и получать)

3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

И. Тихомирова, один из ведущих в России специалистов в области педагогики детского чтения, стремясь вызвать живой отклик в душе читателя, использует разнообразные средства выразительности. Говоря о процессе вдумчивого чтения, она намеренно берёт в кавычки

«трудоёмким», «скучным», намекая читателю, что передаёт лишь чужое мнение. А вот рассуждая о способе получения информации с помощью компьютера, употребляет выражая своё

отношение к подобной разновидности «чтения». Умело использованная в предложении 17 передаёт искреннюю обеспокоенность автора. Стараясь наиболее полно и точно донести свои мысли, И. Тихомирова многократно использует, например в

предложениях 7, 13, 18, 20.

Термины:

1) Экспрессивный повтор

2) Ирония

3) Гипербола

4) Эпитет

5) Парцелляция

6) Сравнение

7) Диалектизмы

8) Разговорная лексика

9) Метафора

10) Однородные члены

И. Тихомирова, один из ведущих в России специалистов в области педагогики детского чтения, стремясь вызвать живой отклик в душе читателя, использует разнообразные средства выразительности. Говоря о процессе вдумчивого чтения, она намеренно берёт в кавычки (4) эпитеты «трудоёмким», «скучным», намекая читателю, что передаёт лишь чужое мнение. А вот рассуждая о способе получения информации с помощью компьютера, употребляет (2) иронию выражая своё отношение к подобной разновидности «чтения». Умело использованная в предложении 17 (9) метафора передаёт искреннюю обеспокоенность автора. Стараясь наиболее полно и точно донести свои мысли, И. Тихомирова многократно использует (10) однородные члены, например в предложениях 7, 13, 18, 20.