Параграф 1 ГДЗ Каменский 11 класс (Биология)

Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.



Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.Решение задачи: Раздел 1. Теория эволюции § 1. История развития эволюционных идей Какие вы знаете систематические группы животных? • Вид • Род • Семейство • Отряд • Класс • Тип • Царство Каковы основные идеи эволюционной теории Ж.

Ниже вариант решения задания из учебника Пасечник, Касперская, Сивоглазов 11 класс, Просвещение:

Раздел 1. Теория эволюции

§ 1. История развития эволюционных идей

Какие вы знаете систематические группы животных?

• Вид

• Род

• Семейство

• Отряд

• Класс

• Тип

• Царство

Каковы основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка?

Ламарк правильно определил два основных направления эволюционного процесса, согласно которым идёт преобразование живой природы. Первое из них – вертикальное постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градации), второе – горизонтальное – увеличение их разнообразия под действием условий среды на каждой градации.

Учёный считал, что все живые организмы способны к развитию и обладают врождённым стремлением к совершенству, изначально заложенным в них Богом (принцип самосовершенствования). Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк предположил, что постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к его ослаблению и исчезновению, т. е. то, что тренируется, то и развивается (закон упражнения и неупражнения органов).

Однако недостаточно просто развить некий признак, гораздо важнее передать его следующим поколениям. И учёный делает ещё одно допущение: под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, а возникшие изменения наследуются (закон наследования благоприобретённых признаков).

1. Что такое эволюция?

Эволюция - это процесс исторического развития живой природы. Эволюция объясняет, как из общего предка возникло всё разнообразие жизни — от бактерий до человека. Она также показывает, как организмы приспосабливаются к изменениям климата, болезням или конкуренции, обеспечивая непрерывность жизни на Земле.

2. Как представляли себе зарождение жизни древнегреческие философы?

Немало учёных и мудрецов древности интересовались вопросом зарождения жизни, предполагая, что всё существующее многообразие живых организмов возникло из некоего цельного начала. Этой мысли придерживался и древнегреческий философ Диоген Синопский. Некоторые древнегреческие философы даже указывали конкретный источник всего живого. Так, Анаксимандр Милетский писал: «В болотистых местах под влиянием солнца из смешения тёпло-сухого и мокро-холодного самопроизвольно произошли животные, достигшие высших степеней развития вместе с развитием Земли, даже человек в своём развитии прошёл стадии рыб и зверей». Его учитель Фалес Милетский считал, что первоосновой всего является вода, что «всё происходит из воды и всё в неё возвращается». Согласно Демокриту Абдерскому, жизнь возникла из речного ила, Анаксагор из Клазомен в качестве основы представлял воздух. Анаксимандр развил идею учителя и предположил в качестве источника всего материального некий «оперон», который вечен, бесконечен и одновременно является тёплым и холодным, сладким и солёным. Из «оперона» образуются четыре первоэлемента: огонь, вода, земля и воздух, а уже из них формируется жизнь.

3. В чём суть креационизма?

Главенствующая католическая церковь провозгласила творцом всего живого Высший разум, или Бога. Согласно представлениям того времени, все живые организмы были созданы одновременно и именно в той форме, в которой они существуют на текущий момент, а их изменение невозможно, так как виды совершенны и отвечают цели своего существования. Такое метафизическое направление называют креационизмом (от лат. creatio — создание, творение).

4. Почему К. Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная»?

В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому утверждал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных на тот период животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное количество признаков. Так, основным признаком для цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что, например, злаки попали в разные классы, а бамбук и роза - в один. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

5. Как объяснял Ж. Б. Ламарк возникновение приспособлений у организмов?

Учёный считал, что все живые организмы способны к развитию и обладают врождённым стремлением к совершенству, изначально заложенным в них Богом (принцип самосовершенствования). Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк предположил, что постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к его ослаблению и исчезновению, т. е. то, что тренируется, то и развивается (закон упражнения и неупражнения органов).

6. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

Открытие в ХХ в. материальной основы наследственности – ДНК полностью опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

Эволюционные идеи Ламарка, несмотря на многие правильные положения, не нашли поддержки у современников и подверглись серьёзной критике со стороны многих учёных. Произошло это потому, что научно не доказанными оказались сами механизмы, ведущие к эволюционным преобразованиям: причины самосовершенствования организмов и наследование признаков. Не способствовала этому и политическая обстановка – это был период революций и Наполеоновских войн в Европе.

1. Проанализируйте взгляды Аристотеля на развитие природы, отметьте среди них прогрессивные.

Обладая энциклопедическими знаниями, Аристотель заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного развития живого из неживой материи. Это развитие Аристотель представлял в виде «лестницы существ», на низшей ступени которой находятся минералы, а вершину занимает человек.

Кроме того, Аристотель разработал первую систематику животных, представленную в его работе «История животных». Описав более 450 форм животных, учёный разделил их на две большие группы: «животные, снабжённые кровью» и «бескровные животные». В современной систематике первые соответствуют позвоночным животным, а вторые – беспозвоночным. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих и живородящих. Описывая животных, Аристотель использовал термин «вид».

2. Сравните взгляды на природу креационистов и трансформистов.

Главенствующая католическая церковь провозгласила творцом всего живого Высший разум, или Бога. Согласно представлениям того времени, все живые организмы были созданы одновременно и именно в той форме, в которой они существуют на текущий момент, а их изменение невозможно, так как виды совершенны и отвечают цели своего существования. Такое метафизическое направление называют креационизмом.

Идея эволюционного развития начала вновь распространяться в эпоху Возрождения, причём в первую очередь среди философов, а не биологов. Многие выдающиеся мыслители и учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом они не стремились доказать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом.

3. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

Ламарк правильно определил два основных направления эволюционного процесса, согласно которым идёт преобразование живой природы. Первое из них – вертикальное постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градации), второе – горизонтальное – увеличение их разнообразия под действием условий среды на каждой градации.

Учёный считал, что все живые организмы способны к развитию и обладают врождённым стремлением к совершенству, изначально заложенным в них Богом (принцип самосовершенствования). Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк предположил, что постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к его ослаблению и исчезновению, т. е. то, что тренируется, то и развивается (закон упражнения и неупражнения органов). Однако недостаточно просто развить некий признак, гораздо важнее передать его следующим поколениям. И учёный делает ещё одно допущение: под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, а возникшие изменения наследуются (закон наследования благоприобретённых признаков).

Открытие в ХХ в. материальной основы наследственности – ДНК полностью опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

4. Опираясь на свои знания, полученные при изучении биологии растений, предположите, какие растения К. Линней отнёс в класс Тайонобрачные. Почему этот класс получил такое название?

К. Линней отнёс к классу Тайонобрачные растения, которые размножаются спорами. К ним относятся мхи, водоросли, папоротники. Тайнобрачные растения получили такое название из-за того, что размножаются спорами, то есть без цветов или семян.

Какой вклад в развитие биологии внёс Ж. Б. Ламарк?

Ж. Б. Ламарк предложил первую целостную теорию эволюции, основанную на наследовании приобретённых признаков, влиянии среды на изменение организмов.

Хотя его механизмы эволюции были позднее опровергнуты, Ламарк ввёл ключевые идеи о изменяемости видов и адаптации, заложив основы эволюционной биологии.

Ж. Б. Ламарк правильно определил два основных направления эволюционного процесса, по которым идёт преобразование живой природы.

Ламарк правильно определил два основных направления эволюционного процесса, согласно которым идёт преобразование живой природы. Первое из них – вертикальное постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градации), второе – горизонтальное – увеличение их разнообразия под действием условий среды на каждой градации.

Составьте план статьи «Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка».

1. Два направления эволюционного процесса

2. Закон упражнения и неупражнения органов

3. Закон наследования благоприобретённых признаков

4. Критика теории Ламарка

1. Заполните таблицу «Взгляды учёных – предшественников Ч. Дарвина на природу».

Имя учёного

Аристотель

К. Линней

Ж. Б. Ламарк

Взгляд на природу

Развитие представлял в виде «лестницы существ», на низшей ступени которой находятся минералы, а вершину занимает человек.

Разделил животных на две большие группы: «животные, снабжённые кровью» и «бескровные животные». Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих и живородящих.

Утверждал, что виды и их количество неизменны. Построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных на тот период животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.

Ламарк правильно определил два основных направления эволюционного процесса, согласно которым идёт преобразование живой природы (вертикальное и горизонтальное).

Учёный считал, что все живые организмы способны к развитию и обладают врождённым стремлением к совершенству (принцип самосовершенствования). Ламарк предположил, что постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к его ослаблению и исчезновению, т. е. то, что тренируется, то и развивается (закон упражнения и неупражнения органов). Однако недостаточно просто развить некий признак, гораздо важнее передать его следующим поколениям. И учёный делает ещё одно допущение: под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, а возникшие изменения наследуются (закон наследования благоприобретённых признаков).

2. Используя дополнительные источники информации, изобразите схематично градации Ламарка и сравните их с «лестницей существ» Аристотеля.