Практическая работа 4 ГДЗ Еремин Кузьменко 10 класс (Химия)


Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Еремин, Кузьменко, Теренин 10 класс, Просвещение:

Практическая работа 4. Получение ацетона

Реактивы: ацетат кальция, карбонат натрия (безводный).

Оборудование и материалы: лабораторный штатив, Г-образная трубка, две пробирки, спиртовка.

Поместите в сухую пробирку 4—5 г порошка ацетата кальция, присоедините Г-образную газоотводную трубку и укрепите пробирку в лапке штатива почти горизонтально, так, чтобы дно пробирки было несколько выше, чем её отверстие. Газоотводную трубку опустите почти до дна в пробирку-приёмник с 2 мл холодной воды, помещённую в стаканчик с водой.

Пробирку с ацетатом кальция нагревайте пламенем спиртовки сначала осторожно, затем сильнее и, наконец, до красного каления. Что наблюдаете? После того как первоначальный объём жидкости в приёмнике увеличится примерно вдвое, прекратите нагревание и сразу же разберите прибор. Изучите и отметьте в тетради окраску и запах жидкости в пробирке. Что представляет собой эта жидкость? Для выделения из неё ацетона добавьте в пробирку-приёмник 5 г сухого карбоната натрия. Что наблюдаете? Объясните, почему добавление соли значительно уменьшает растворимость ацетона в воде. При помощи делительной воронки отделите ацетон и сдайте его учителю.

В сухую пробирку помещают 4-5 г порошка ацетата кальция, подсоединяют Г-образную газоотводную трубку и укрепляют пробирку в лапке штатива горизонтально, чтобы дно пробирки было выше, чем ее отверстие.

Газоотводную трубку опускают на дно стакана в пробирку-приемник с 2 мл холодной воды, помещенную в стаканчик с водой.

Пробирку с ацетатом кальция постепенно нагревают, пока в пробирку-приемник не начнет поступать образующийся ацетон. Когда уровень жидкости в приемнике увеличится вдвое, нагревание прекращают и разбирают прибор.

Жидкость в приемнике бесцветная, однородная, с характерным запахом. После добавления 5 г карбоната натрия наблюдается расслоение жидкости, что свидетельствует об уменьшении растворимости ацетона в воде в присутствии солей – из-за увеличения количества заряженных частиц в растворе, которые не образуют межмолекулярных связей с гидрофобными углеводородными фрагментами ацетона.

Получение ацетона