Параграф 14 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:

Глава 5. Социальная сфера

§ 14. Социальная структура общества

1. На основе текста учебника сформулируйте определения понятий:

Социальное неравенство — это неодинаковый доступ различных групп населения к социальным благам (образование, здраво-охранение, культурные ценности), а также неравномерное распределение доходов между различными слоями общества.

Социальная стратификация — это система социального неравенства, которая определяет положение человека или группы людей в обществе. Она может проявляться в виде классов, каст, профессий и других форм социальной дифференциации.

Социальная мобильность — это возможность перемещения индивида или группы из одного социального слоя в другой. Она может быть вертикальной (переход вверх или вниз по социальной лестнице) и горизонтальной (перемещение между разными группами внутри одного слоя).

Социальные интересы — это потребности и желания людей, связанные с их положением в обществе. Они могут быть индивидуальными или коллективными, осознанными или неосознанными.

2. Критерием социальной стратификации является

1) доход

2) престиж

3) авторитет

4) неравенство

Ответ: 1

3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

A. Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и социально значимые признаки.

Б. Возникновение и существование относительно стабильных социальных групп можно объяснить общественным разде-лением труда и специализацией деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

4. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к социально значимым признакам, используемым для выделения социальных групп.

1) Расовая принадлежность, 2) доход, 3) образование, 4) место жительства, 5) этническая принадлежность, 6) пол.

Найдите и обведите цифры, под которыми указаны признаки, выпадающие из этого ряда. Свой выбор поясните.

Ответ: 2, 4

5. В приведённом списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и черты отличия малых групп от больших. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) объединение людей

2) прямое взаимодействие

3) численный состав

4) сходный социально значимый признак

Ответ: Черты сходства – 1, 4

Черты отличия – 2, 3

6. Используя текст учебника, заполните пробелы в схеме.

7. Преподаватель колледжа Любовь Олеговна Леонова вышла замуж и переехала из Рязани в Коломну, где будет работать в той же должности, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке харак-теристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная

2) восходящая

3) горизонтальная

4) нисходящая

5) межпоколенная

6) миграция

Ответ: 1, 3, 6

8. Приведите примеры маргинальных групп. Какие черты характеризуют положение маргинальных групп?

Примерами маргинальных групп являются бездомные, иммигранты. Черты, характеризующие положение маргинальных групп, включают:

• Отсутствие полного доступа к социальным ресурсам и возможностям

• Дискриминация

• Неопределенность социального статуса

9. Проанализируйте высказывание и выполните задания.

«Кто не идёт в университет как в храм науки, тот идёт в него как в преддверие карьеры» (Д. И. Писарев (1840-1868), знаменитый публицист и литературный критик).

Как вы понимаете смысл высказывания?

Смысл высказывания заключается в том, что некоторые люди идут в университет не ради получения знаний и развития своего интеллектуального потенциала, а для того, чтобы получить диплом, который поможет им устроиться на высокооплачиваемую работу и сделать карьеру.

С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой публицистом проблемы?

Образование, карьера, профессиональная подготовка, социальная мобильность.

Какова ваша позиция по данной проблеме?

Моя позиция по данной проблеме заключается в том, что университет должен быть прежде всего местом, где человек получает качественное образование и развивает свой умственный потенциал, а не просто "преддверием карьеры".

Аргументируйте своё мнение.

Я считаю, что образование должно быть самоцелью, а не средством достижения других целей. Университетское образование дает человеку не только профессиональные навыки, но и широкие знания в разных областях, формирует мировоззрение, способствует личностному росту. Если же человек видит в университете лишь средство для получения диплома и устройства на работу, он упускает главное - развитие своей личности.

Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.

Многие успешные люди, сделавшие блестящую карьеру, получили образование не в самых престижных университетах, а иногда даже вообще не имели высшего образования. Главное — это стремление к знаниям, желание учиться и развиваться.

С другой стороны, есть множество примеров, когда люди с высшим образованием не смогли найти работу по специальности или оказались неспособны к решению сложных задач, требующих творческого подхода и нестандартного мышления.