Параграф 17 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:

§ 17. Нации и межнациональные отношения

1. Используя текст учебника, заполните пробелы в схеме.

2. Раскройте смысл следующих понятий.

Нация как этническая общность — это группа людей, объединённых общим происхождением, языком, культурой, историей и территорией. Члены такой нации обычно обладают чувством единства и солидарности, основанным на общих традициях и ценностях.

Нация как гражданская общность — это группа людей, объединённых общим гражданством и политической системой. Члены такой нации обычно имеют общие права и обязанности, гарантированные конституцией и законодательством страны. Граждане гражданской нации могут принадлежать к разным этническим группам, религиям и культурам, но они разделяют общее чувство принадлежности к государству и стремление к его процветанию.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальное самосознание»?

Национальное самосознание — это совокупность чувств, идей, взглядов, выражающих отношение людей к своей нации, ее интересам, культуре, историческому прошлому и настоящему.

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальном самосознании.

Национальное самосознание играет важную роль в формировании национальной идентичности, поскольку оно помогает людям осознать свою принадлежность к определенной нации и понимать ее уникальность.

Национальное самосознание может проявляться в различных формах, включая национальные праздники, традиции, обычаи, символы и т.д.

4. Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

A. В современном мире происходит процесс экономической интеграции, который во многом обусловил процесс сближения народов.

Б. В современных многонациональных демократических государствах гарантировано право каждой нации на национально-культурную автономию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

5. Ниже приведён ряд позиций. Все они, за исключением двух, относятся к принципам национальной политики РФ.

1) Право регионов на выход из состава Российской Федерации в одностороннем порядке, 2) равноправие всех субъектов РФ, 3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности, 4) обязанность каждого гражданина определять и указывать свою нацио-нальную принадлежность, 5) сохранение исторически сложившейся целостности РФ, 6) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение расовой и национальной розни, ненависти либо вражды.

Найдите и обведите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ответ: 1, 4

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Этническая общность является элементом социальной структуры общества, связанным с другими её компонентами. (Б) Исследования учёных показали, что для возникновения этносов необходимы общность территории и языка. (В) В последние годы интерес к изучению проблем формирования этносов существенно возрос. (Г) Одним из показателей такого роста является растущее количество научных и публи-цистических статей по этому вопросу.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ: А – 1

Б – 2

В – 2

Г – 3

7. Т. родился в Ницце, родители его бабушки уехали из России сразу после Октябрьской революции. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Принадлежность к какому типу общности иллюстрирует этот пример?

Этот пример иллюстрирует принадлежность к этнической общности.

Назовите два-три других признака этого типа общности.

• Общее происхождение или историческая связь с определённой территорией.

• Общие культурные традиции, обычаи, язык.

• Осознание членами общности своей принадлежности к ней, наличие этнического самосознания.

8. Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Сделайте три-четыре вывода о результатах опроса.

• Большинство людей (и 30-летних, и 60-летних) считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо уважать права и свободы

• Больше 30-летних людей, чем 60-летних читают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга

• Больше 60-летних людей, чем 30-летних читают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо отказаться от насилия и принуждения

9. Что такое толерантность? Каково ее значение для развития общества?

Толерантность — это терпимость к различиям между людьми, включая их национальность, религию, культуру и личные убеждения. Толерантность играет ключевую роль в формировании гармоничных общественных отношений и способствует созданию уважительной и сотрудничающей среды. Она объединяет людей через уважение к достоинству каждого индивида, готовность оказывать помощь в трудные моменты и проявление доброжелательности без принуждения.