Упражнение 113 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
113. На уроке физики. 1. Прочитайте два текста. Они описывают один и тот же предмет — детскую игрушку. Как она называется?



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
113. На уроке физики. 1. Прочитайте два текста. Они описывают один и тот же предмет — детскую игрушку. Как она называется? Информацию о происхождении этого слова вы найдёте в этимологическом словарике.
1) Наверное, вам знакома детская игрушка — ... . Его устройство схематически показано на рисунке. Внутри трубки под углом 60° установлены зеркальные пластины 2, 3 и 4, а у прозрачного конца 5 трубки расположены на некотором расстоянии друг от друга два стекла. Между ними находятся кусочки цветного стекла, которые многократно отражаются в зеркалах. Заглядывая внутрь трубки через отверстие 1, имеющееся на другом торце, наблюдатель видит красивые симметричные фигуры.
2) Смотрю — и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры яхонты топазы
И изумруды и алмазы
И аметисты и жемчуг
И перламутр — всё вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье!
(А. Измайлов)
В текстах описывают Калейдоскоп. Греч. kalos «красивый» + греч. eidos «вид» + греч. Skopeо «смотрю, наблюдаю».
2. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит каждый текст. Обоснуйте свою точку зрения. Какими выразительными языковыми средствами пользуется автор второго текста? Слова какой тематической группы используются в тексте и почему?
Первый текст относится к научному стилю речи. Это можно определить по его объективности, точности, логичности, наличию терминов, схемы и последовательному описанию устройства предмета — в данном случае калейдоскопа. В тексте используется строгая последовательность, отсутствует эмоциональная окраска, приведено объяснение с использованием чисел, геометрии, физических понятий — всё это характерно для научного стиля. Его цель — информировать, объяснить явление, передать знания.
Второй текст относится к художественному стилю речи, что можно понять по его образности, эмоциональности, поэтичности. Автор использует выразительные языковые средства: метафоры ("всё вижу вдруг!"), восклицательные и вопросительные предложения ("И новое в глазах явленье!"; "И что ж в моих глазах?"), однородные члены предложения ("сапфиры, яхонты, топазы / и изумруды, и алмазы"), параллелизм, рифма.
Кроме того, в стихотворении используются слова из семантической группы драгоценных камней — это придаёт тексту богатую цветовую и образную палитру, усиливает эффект сказочного волшебства и отражает восхищение ребёнка перед калейдоскопом. Всё это помогает не просто описать предмет, а передать эстетическое впечатление от него.
3. Спишите второй текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Попробуйте объяснить постановку тире. С помощью толкового и этимологического словариков уточните лексическое значение и происхождение выделенных слов.
Смотрю — и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг, (однородные дополнения)
И перламутр — всё вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье!
Объяснение постановки тире:
— В первом предложении тире используется между частями бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть содержит результат или следствие.
— В шестой строке тире отделяет подлежащее от сказуемого, выраженного глаголом-связкой с зависимыми словами.
— В седьмой строке тире указывает на неожиданность, резкую смену ситуации — поэтический приём.
Алмаз. 1. Минерал, кристаллическая разновидность углерода. Серьги с алмазами. 2. Инструмент для резки стекла. Купить алмаз.
Греч. adamas «несокрушимый» (минерал назван так по своей особой твердости).
Аметист. Минерал, разновидность кварца; прозрачный фиолетовый или голубовато-фиолетовый камень. Отсвет аметиста.
Греч. a- «не» + греч. methystos «пьяный» (согласно древним верованиям, камень предохранял обладателя от сильного опьянения).
Анализ слова «симметричные» с разных точек зрения:
1. Фонетический разбор:
2. Морфемный разбор:
Симметричные
3. Словообразовательный разбор:
4. Лексический разбор:
Симметричные
1. Симметричный – «характеризующийся симметрией, заключающий в себе признаки симметрии».
2. Многозначное. Другие значения: расположенный симметрично, по закону симметрии; перен. равнозначный, равносильный, соответствующий.
3. а) В прямом значении.
4. Симметрический – синоним. Асимметричный – антоним.
5. Нейтральное, общеупотребительное.
6. Заимствованное.
7. –
5. Морфологический разбор:
1. Часть речи:
Часть речи слова симметричные – имя прилагательное.
2. Морфологические признаки:
Начальная форма:
Симметричный.
Постоянные признаки:
Качеств.
Непостоянные признаки:
Полож. ст., полн., мн. ч., В. п.
3. Синтаксические признаки:
В предложении является определением.
