Вопросы на стр.67-68 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
• Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:




Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
• Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры.
Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:
1. Эпитеты — придают речи выразительность, помогают точнее передать настроение и характер образа.
Пример: «золотая осень», «печальная улыбка», «суровое небо».
2. Метафоры — создают образное представление о предметах и явлениях.
Пример: «лес шумел тревогой», «река времени».
3. Олицетворение — наделяет неживые предметы или явления природы свойствами живого.
Пример: «ветер пел песню», «грусть постучалась в окно».
4. Сравнения — помогают точнее и ярче описать предмет через сопоставление с чем-то знакомым.
Пример: «белый как снег», «смелый как лев».
5. Повторы — усиливают эмоциональное воздействие, подчёркивают важность.
Пример: «Нет! Нет! Нет!»
6. Инверсия — перестановка слов в необычном порядке для усиления выразительности.
Пример: «Печален был вечер» вместо «Вечер был печален».
7. Риторические вопросы и восклицания — вовлекают читателя в размышление, передают чувства.
Пример: «Что может быть дороже Родины?!»
• Соотнесите содержание текста с соответствующими материалами таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника).
1. Сфера применения художественной речи — произведения художественной литературы.
2. Задача языка художественной литературы — воздействие на чувства и мысли читателя, слушателя, которое, в отличие от публицистического стиля, достигается не путём логических доводов, а созданием ярких образов, картин жизни. «Писатель мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает её», — писал великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский.
3. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств художественному замыслу писателя, целям эстетического воздействия на читателя. Для создания выразительности речи в ткани произведений широко употребляются средства других функциональных разновидностей языка. Так, разговорная речь (диалог) помогает автору показать характер и культурный уровень героя; научный стиль — более точно обрисовать обстановку и объяснить события; публицистический применяют, чтобы подчеркнуть собственную позицию, отношение к обстоятельствам или героям и т. д.
4. Для языка художественной литературы характерно чрезвычайное разнообразие языковых средств, создающих образность, эмоциональность и экспрессию речи.
В ней используются все средства выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические (синонимы, антонимы, устаревшие слова, диалектизмы и др.) и фразеологические, морфологические (глагольные формы в обобщённом и переносном значении и др.), синтаксические (вопросительные, восклицательные предложения, ряды однородных членов и др.).
Для языка художественной литературы характерно широкое применение тропов — оборотов, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, гипербола и др.); фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и др.).
Художественная речь предполагает строгий предварительный отбор языковых средств для более точного, живописного изображения. Ради единого слова, по словам Владимира Владимировича Маяковского, писатели и поэты изводят «тысячи тонн словесной руды».
5. Основные типы речи: описание, повествование, рассуждение.
6. Основные жанры: рассказ, повесть, роман, комедия, драма, стихотворение, басня, поэма и др.; произведения устного народного творчества — сказка, былина, загадка, пословица и т. д.
1. Сфера применения
В таблице указано: «Средства массовой информации, публичные выступления»
В тексте сказано: «Публицистический стиль используется в газетах, журналах, по радио, телевидению и в Интернете»
Совпадает полностью. И текст, и таблица указывают на СМИ и публичную сферу как на главную область использования стиля.
2. Задача речи
В таблице: «Воздействие на слушателя и читателя»
В тексте: «Цель — воздействовать на читателя или слушателя, сформировать его мнение, побудить к действиям»
Совпадает полностью. И в таблице, и в тексте подчёркивается влияние на аудиторию, а не просто сообщение информации.
3. Основные особенности
В таблице: «Оценочность, логичность, эмоциональность, образность»
В тексте: «Оценочность, логичность изложения, эмоциональность и образность»
Совпадает дословно. Особенности перечислены идентично.
4. Языковые средства
В таблице перечислены:
• эмоционально окрашенные слова
• риторические вопросы
• восклицательные предложения
• обращения
• интонационные средства
• тропы и фигуры речи (метафоры, сравнения, инверсия и др.)
В тексте указаны:
• оценочная лексика
• повелительные глаголы
• местоимения «мы», «вы»
• риторические вопросы
• восклицания
• обращения
• инверсия, параллелизм, градация
Совпадает с таблицей по смыслу. Текст детализирует таблицу: указывает конкретные приёмы (повелительное наклонение, личные местоимения), которые в таблице обобщены как эмоциональность и образность.
5. Жанры
В таблице: «Статья, очерк, репортаж, интервью, эссе, комментарий, публичное выступление»
В тексте: «К жанрам относятся: статья, очерк, репортаж, интервью, эссе, памфлет, комментарий, телепередачи и публичные выступления»
Совпадает, но текст расширяет. Текст добавляет памфлет и телепередачи, но это логично и соответствует развитию современных жанров публицистики.
Вывод:
Текст полностью соответствует таблице № 1 из приложения. Он:
• уточняет,
• конкретизирует,
• дополняет таблицу примерами, но нигде не противоречит ей. Это грамотная интерпретация теоретического материала в развернутом виде.
• Объясните, как вы понимаете выражение образность речи.
Образность речи — это её способность создавать яркие и живые картины в воображении читателя или слушателя. Такая речь не просто сообщает информацию, но помогает почувствовать настроение, представить образы, прочувствовать атмосферу происходящего. Благодаря образности, речь становится выразительной, эмоционально насыщенной и запоминающейся.
Чтобы достичь образности, автор использует слова и выражения в переносном значении, художественные приёмы — такие как метафора, сравнение, эпитет. Например, если вместо простого «на улице холодно» сказать «мороз щиплет щеки, ветер воет за углом», то слушатель сразу ощущает зиму, словно видит и чувствует её сам. Это и есть проявление образности.
Образная речь особенно важна в художественной литературе, но встречается и в публицистике, и в устной речи — везде, где необходимо не только передать мысль, но и тронуть душу человека.
• Какими средствами решается задача воздействия на читателя в художественных произведениях и в публицистике?
Задача воздействия на читателя в художественных произведениях и в публицистике решается разными средствами, хотя цель у них похожая — вызвать отклик, заставить задуматься, прочувствовать.
В художественных произведениях воздействие осуществляется через образы, чувства, эмоции. Автор использует тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы), выразительные детали, авторскую интонацию, речи героев, чтобы создать атмосферу и передать переживания. Важную роль играет эстетическое воздействие — читатель наслаждается речью, стилем, красотой языка и при этом проникается смыслом.
В публицистике воздействие на читателя достигается через логические доводы, яркие примеры, актуальные факты, риторические вопросы, оценочные суждения и призывную интонацию. Автор может использовать эмоционально окрашенные слова, параллелизмы, инверсию для усиления впечатления. Здесь важно не только убедить, но и побудить к действию, сформировать мнение.
Таким образом, художественная речь «действует через чувства», а публицистическая — через сочетание логики и эмоций, активно используя выразительные и оценочные средства.
