Вопросы на стр.67-68 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

• Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:



Решение задачи: • Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:Решение задачи: • Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:Решение задачи: • Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:Решение задачи: • Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры. Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

• Назовите несколько языковых средств выразительности, которые используются в художественных произведениях. Попробуйте привести примеры.

Языковые средства выразительности, используемые в художественных произведениях:

1. Эпитеты — придают речи выразительность, помогают точнее передать настроение и характер образа.

Пример: «золотая осень», «печальная улыбка», «суровое небо».

2. Метафоры — создают образное представление о предметах и явлениях.

Пример: «лес шумел тревогой», «река времени».

3. Олицетворение — наделяет неживые предметы или явления природы свойствами живого.

Пример: «ветер пел песню», «грусть постучалась в окно».

4. Сравнения — помогают точнее и ярче описать предмет через сопоставление с чем-то знакомым.

Пример: «белый как снег», «смелый как лев».

5. Повторы — усиливают эмоциональное воздействие, подчёркивают важность.

Пример: «Нет! Нет! Нет!»

6. Инверсия — перестановка слов в необычном порядке для усиления выразительности.

Пример: «Печален был вечер» вместо «Вечер был печален».

7. Риторические вопросы и восклицания — вовлекают читателя в размышление, передают чувства.

Пример: «Что может быть дороже Родины?!»

• Соотнесите содержание текста с соответствующими материалами таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника).

1. Сфера применения художественной речи — произведения художественной литературы.

2. Задача языка художественной литературы — воздействие на чувства и мысли читателя, слушателя, которое, в отличие от публицистического стиля, достигается не путём логических доводов, а созданием ярких образов, картин жизни. «Писатель мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает её», — писал великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский.

3. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств художественному замыслу писателя, целям эстетического воздействия на читателя. Для создания выразительности речи в ткани произведений широко употребляются средства других функциональных разновидностей языка. Так, разговорная речь (диалог) помогает автору показать характер и культурный уровень героя; научный стиль — более точно обрисовать обстановку и объяснить события; публицистический применяют, чтобы подчеркнуть собственную позицию, отношение к обстоятельствам или героям и т. д.

4. Для языка художественной литературы характерно чрезвычайное разнообразие языковых средств, создающих образность, эмоциональность и экспрессию речи.

В ней используются все средства выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические (синонимы, антонимы, устаревшие слова, диалектизмы и др.) и фразеологические, морфологические (глагольные формы в обобщённом и переносном значении и др.), синтаксические (вопросительные, восклицательные предложения, ряды однородных членов и др.).

Для языка художественной литературы характерно широкое применение тропов — оборотов, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, гипербола и др.); фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и др.).

Художественная речь предполагает строгий предварительный отбор языковых средств для более точного, живописного изображения. Ради единого слова, по словам Владимира Владимировича Маяковского, писатели и поэты изводят «тысячи тонн словесной руды».

5. Основные типы речи: описание, повествование, рассуждение.

6. Основные жанры: рассказ, повесть, роман, комедия, драма, стихотворение, басня, поэма и др.; произведения устного народного творчества — сказка, былина, загадка, пословица и т. д.

1. Сфера применения

В таблице указано: «Средства массовой информации, публичные выступления»

В тексте сказано: «Публицистический стиль используется в газетах, журналах, по радио, телевидению и в Интернете»

Совпадает полностью. И текст, и таблица указывают на СМИ и публичную сферу как на главную область использования стиля.

2. Задача речи

В таблице: «Воздействие на слушателя и читателя»

В тексте: «Цель — воздействовать на читателя или слушателя, сформировать его мнение, побудить к действиям»

Совпадает полностью. И в таблице, и в тексте подчёркивается влияние на аудиторию, а не просто сообщение информации.

3. Основные особенности

В таблице: «Оценочность, логичность, эмоциональность, образность»

В тексте: «Оценочность, логичность изложения, эмоциональность и образность»

Совпадает дословно. Особенности перечислены идентично.

4. Языковые средства

В таблице перечислены:

• эмоционально окрашенные слова

• риторические вопросы

• восклицательные предложения

• обращения

• интонационные средства

• тропы и фигуры речи (метафоры, сравнения, инверсия и др.)

В тексте указаны:

• оценочная лексика

• повелительные глаголы

• местоимения «мы», «вы»

• риторические вопросы

• восклицания

• обращения

• инверсия, параллелизм, градация

Совпадает с таблицей по смыслу. Текст детализирует таблицу: указывает конкретные приёмы (повелительное наклонение, личные местоимения), которые в таблице обобщены как эмоциональность и образность.

5. Жанры

В таблице: «Статья, очерк, репортаж, интервью, эссе, комментарий, публичное выступление»

В тексте: «К жанрам относятся: статья, очерк, репортаж, интервью, эссе, памфлет, комментарий, телепередачи и публичные выступления»

Совпадает, но текст расширяет. Текст добавляет памфлет и телепередачи, но это логично и соответствует развитию современных жанров публицистики.

Вывод:

Текст полностью соответствует таблице № 1 из приложения. Он:

• уточняет,

• конкретизирует,

• дополняет таблицу примерами, но нигде не противоречит ей. Это грамотная интерпретация теоретического материала в развернутом виде.

• Объясните, как вы понимаете выражение образность речи.

Образность речи — это её способность создавать яркие и живые картины в воображении читателя или слушателя. Такая речь не просто сообщает информацию, но помогает почувствовать настроение, представить образы, прочувствовать атмосферу происходящего. Благодаря образности, речь становится выразительной, эмоционально насыщенной и запоминающейся.

Чтобы достичь образности, автор использует слова и выражения в переносном значении, художественные приёмы — такие как метафора, сравнение, эпитет. Например, если вместо простого «на улице холодно» сказать «мороз щиплет щеки, ветер воет за углом», то слушатель сразу ощущает зиму, словно видит и чувствует её сам. Это и есть проявление образности.

Образная речь особенно важна в художественной литературе, но встречается и в публицистике, и в устной речи — везде, где необходимо не только передать мысль, но и тронуть душу человека.

• Какими средствами решается задача воздействия на читателя в художественных произведениях и в публицистике?

Задача воздействия на читателя в художественных произведениях и в публицистике решается разными средствами, хотя цель у них похожая — вызвать отклик, заставить задуматься, прочувствовать.

В художественных произведениях воздействие осуществляется через образы, чувства, эмоции. Автор использует тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы), выразительные детали, авторскую интонацию, речи героев, чтобы создать атмосферу и передать переживания. Важную роль играет эстетическое воздействие — читатель наслаждается речью, стилем, красотой языка и при этом проникается смыслом.

В публицистике воздействие на читателя достигается через логические доводы, яркие примеры, актуальные факты, риторические вопросы, оценочные суждения и призывную интонацию. Автор может использовать эмоционально окрашенные слова, параллелизмы, инверсию для усиления впечатления. Здесь важно не только убедить, но и побудить к действию, сформировать мнение.

Таким образом, художественная речь «действует через чувства», а публицистическая — через сочетание логики и эмоций, активно используя выразительные и оценочные средства.