Упражнение 210 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
210. Сочинение-миниатюра. 1. Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите грамматические основы и словосочетания с обратным порядком слов.




Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
210. Сочинение-миниатюра. 1. Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите грамматические основы и словосочетания с обратным порядком слов. Попробуйте объяснить, почему в стихотворении используется инверсия.
На севере диком стоит од_ноко
На голой в_ршине сосна
И дремлет к_чаясь и снегом сыпучим
Одета как ризой она
И снится ей всё что в пустыне д_лёкой,
В том крае где солнца в_сход
Одна и грус_на на утёсе г_рючем
Прекрасная пальма р_стёт.
(М. Лермонтов)
На севере диком стоит одиноко (один)
На голой вершине (верх) сосна
И дремлет, качаясь (качка), и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой (даль),
В том крае, где солнца восход (неизменяемая гласная в приставке),
Одна и грустна (грусть) на утесе горючем (горе)
Прекрасная пальма растет.
В поэзии (особенно в русском стихосложении XIX века) инверсия выполняет сразу несколько функций:
1. Выделение ключевых образов. Перестановка обычного («прямого») порядка слов помогает автору сделать акцент на важных деталях. Так, у Лермонтова в первой же строке «На севере диком стоит одиноко…» внимание обращается прежде всего на место действия («На севере диком») и состояние одиночества, а уже затем на сам объект (сосну). Если бы он сказал «Одиноко стоит сосна на диком севере», эффект был бы слабее.
2. Создание поэтического ритма. Инверсия нередко связана с размером стихотворения и рифмой. Благодаря ей поэт выстраивает размеренные, плавные фразы (или, наоборот, стремится к резким ритмическим скачкам). В русском языке гибкость порядка слов даёт широкие возможности для сохранения правильной метрики и благозвучия строк.
3. Создание особого лирического тона. Перенос некоторых слов в начало или конец строки усиливает экспрессию, создаёт атмосферу возвышенности. В стихотворении «На севере диком…» (перевод или вольная интерпретация известного мотива Гейне) инверсия подчёркивает контраст между северной сосной и «прекрасной пальмой», о которой она мечтает «в краю, где солнца восход». Такая подчеркнутая интонация выделяет мотив одиночества и мечты.
Таким образом, Лермонтов (опираясь на традиции романтической лирики) использует инверсию для подчёркивания эмоциональной напряжённости, контраста и поэтической выразительности, а также для сохранения плавного и мелодичного ритма.
2. Определите лексические значения выделенных слов. Докажите, что автор использует инверсию, эпитеты, олицетворения, сравнение.
Лексические значения выделенных слов
• Риза: в прямом смысле — «богослужебная одежда (верхняя часть облачения священника)» или «металлический или вышитый покров на иконе». В стихотворении это слово используется метафорически, чтобы подчеркнуть торжественную белизну и «священный» вид снега на сосне.
• Утёс: «высокая, крутая скала или обрывистый берег» (обычно над водой или над равниной).
Докажите, что автор использует инверсию, эпитеты, олицетворения, сравнения:
1. Инверсия (нарушение обычного порядка слов):
o «На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна…».
- В обычном порядке вещей можно было бы ожидать чего-то вроде «Одиноко стоит сосна на диком севере».
- Такая перестановка (инверсия) усиливает выразительность, подчёркивает место и состояние сосны (одинокой).
2. Эпитеты (образные определения):
o «На диком севере…» — «дикий» передаёт особое, суровое качество севера.
o «Прекрасная пальма растёт» — прилагательное «прекрасная» придаёт пальме оттенок лирической одухотворённости.
o «На голой вершине сосна» — «голая вершина» усиливает образ пустоты и одиночества.
3. Олицетворение (приписывание неживым предметам свойств живых):
o «И снится ей всё…» — сосна «видит сны», что свойственно человеку.
o «И дремлет, качаясь…» — снова намёк на «чувства» дерева, его способность к покою и мечтам.
4. Сравнение:
o «Одета, как ризой, она» — снег сравнивается с ризой (священным облачением).
o Слово «как» чётко указывает на использование сравнительного оборота.
Таким образом, в каждой строчке стихотворения Лермонтов насыщает речь художественно-выразительными средствами, создавая живую и в то же время несколько «сакральную» картину одинокой северной сосны и далёкой прекрасной пальмы.
3. Ещё раз вдумчиво и выразительно прочитайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Какая картина рисуется в вашем воображении? Постарайтесь описать её словами (устно).
Читая стихотворение, я словно вижу суровую, холодную северную местность — пустынную, безлюдную. На вершине одинокой скалы возвышается сосна: вся покрытая искрящимся снегом, она покачивается под лёгкими порывами ветра. Снег на ней напоминает не просто обычную снежную «шапку», а нечто почти священное — словно белую ризу, которая подчёркивает её величественность и хрупкость одновременно.
При этом сосна «видит сны» о далёком тёплом крае: там, на раскалённом солнцем утёсе, растёт одинокая пальма, тоже в полном одиночестве. Два разных мира — северный, снежный и жаркий, пустынный — связаны чувством одиночества и грусти. Мне представляется удивительно контрастная картина: в одном месте — белая, холодная, почти суровая природа, а в другом — знойное солнце и экзотическая пальма. Оба дерева словно тянутся друг к другу сквозь пространство, объединённые общей тоской и ожиданием.
4. Рассмотрите репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) «На севере диком» (см. часть 2 учебника). Сравните стихотворение М. Ю. Лермонтова и эту картину. Что их объединяет и что отличает? Какими средствами передаёт свои чувства и настроение поэт, а какими — художник? Кратко опишите картину, обращаясь к материалам словарика эпитетов (см. словарные статьи снег, небо, туча, лес, печаль, сосна и др.).
Оба произведения передают ощущение холодного северного пейзажа и одиночества одинокой сосны, подчёркивают суровость природы. И поэт, и художник обращаются к теме уединения, подчёркивая контраст «диких» просторов и хрупкого, но гордого дерева.
Чем они отличаются:
• Лермонтов использует слово как главное выразительное средство. Он рисует внутренний мир сосны с помощью метафор, олицетворений и сравнений («одета, как ризой»), создаёт эмоциональный контраст между снежным севером и тёплым «краем, где солнца восход».
• Шишкин выражает настроение изобразительными средствами — композицией, цветовой гаммой, фактурой мазков. На его картине сосна выделяется на фоне заснеженной равнины и синевато-серого неба. Главная тема — могучее дерево, словно уходящее ввысь сквозь холод и сумрак.
Художественные приемы Шишкина:
1. Композиция: сосна расположена в центре внимания, вокруг — минимум деталей, что усиливает впечатление уединённости.
2. Цвет: преобладают холодные голубые, серые и белые тона, придающие пейзажу ощущение морозной тишины и отрешённости.
3. Светотень: игра света на снегу подчёркивает фактуру заснеженных ветвей и придаёт сосне объём, делая её «живой» и почти монументальной.
Описание картины И. И. Шишкина
На переднем плане картины мы видим величественную сосну, растущую на возвышенном скалистом участке земли. Её мощный ствол и широко раскинувшиеся ветви покрыты густым слоем снежной шапки, словно пушистым белым покрывалом. Каждая ветка усыпана снегом, и кажется, что дерево бережно укутано в мягкую ткань. Этот снежный покров оттеняет насыщенный тёмно-зелёный цвет хвои, придавая дереву особую выразительность. Ветви слегка наклонены, словно сопротивляясь ветру или под тяжестью снега.
Окружающий пейзаж передаёт ощущение простора и холодного зимнего безмолвия. Вдалеке виднеются размытые очертания леса или горных выступов, постепенно теряющихся в густой снежной дымке, которая сливается с серым низким небом. Свет, проникающий сквозь облака, мягко ложится на поверхность снега, создавая блёклые голубовато-серые тени. На переднем плане видны отдельные камни, покрытые инеем, а также ровное, почти нетронутое снежное поле. Всё вокруг кажется погружённым в состояние спокойствия и величественного безмолвия, подчёркивающего одиночество и силу этого дерева.
Этот пейзаж заставляет зрителя почувствовать всю мощь зимней природы: здесь нет признаков присутствия человека, лишь одна сосна гордо возвышается над морозной равниной. Шишкин мастерски передаёт не только внешнюю красоту, но и внутреннюю «душу» зимнего леса. Цветовая гамма — преимущественно холодные тона белого, серого, голубоватого — усиливает ощущение мороза и тишины. При этом сосна становится главным героем картины: кажется, что она «говорит» о стойкости и непокорности, о том, что природа может выстоять даже в самых суровых условиях.
