Упражнение 252 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
252. Сочинение. 1. Рассмотрите знаменитые плакаты времён Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (см. с. 140).Что на них изображено? Какое произведение создано в начале войны, а какое — уже после её окончания?




Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
252. Сочинение. 1. Рассмотрите знаменитые плакаты времён Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (см. с. 140).Что на них изображено? Какое произведение создано в начале войны, а какое — уже после её окончания? Что хотели передать художники в каждом из них? Объясните использование дефиса в названиях.
Перед нами два знаменитых плаката времён Великой Отечественной войны.
На первом изображении мы видим женщину с суровым выражением лица. Она одета в красное и держит в руках лист бумаги — это военная присяга. Женщина протягивает руку вперёд, словно призывая. Надпись на плакате: «Родина-мать зовёт!». Этот плакат был создан в начале войны, в 1941 году. Он должен был пробудить в людях чувство долга, ответственности за свою Родину, желание встать на её защиту. Образ женщины-матери ассоциируется с самой страной, с родной землёй, которая зовёт своих сыновей на борьбу с врагом.
На втором плакате изображён улыбающийся солдат с автоматом и букетом белых гвоздик. Он символизирует Победу, радость от окончания войны. Плакат украшен надписью: «Слава воинам-победителям!». Это произведение было создано уже после окончания войны, в 1945 году. Художники хотели выразить благодарность и восхищение солдатами, победившими врага и вернувшими мир на землю.
Названия на обоих плакатах написаны с использованием дефиса, потому что это сложные слова, в которых соединяются существительное и его приложение: «Родина-мать», «воинам-победителям». Такие слова пишутся через дефис, так как в них второе слово поясняет первое, дополняет его смысл.
Оба плаката передают важнейшие чувства народа в разные периоды войны: сначала — призыв к защите, затем — торжество Победы.
2. Обратитесь к фотографиям, на которых запечатлены скульптуры Евгения Викторовича Вучетича (1908—1974). Сначала объясните названия памятников. Какую роль в них играет приложение? Почему именно этот вид определения использован? Сравните названия монументов с фразами, помещёнными на плакатах.
На фотографиях изображены известные памятники, созданные скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем: «Родина-мать зовёт!» (1967) и «Воин-освободитель» (1949).
В обоих названиях использованы приложения — особый вид определения, выраженного существительным. Они стоят после определяемого слова и поясняют, конкретизируют, кто именно изображён.
В названии «Родина-мать зовёт!» слово «мать» поясняет слово «Родина» — используется приложение через дефис. Этот приём подчёркивает близость, почти родственную связь человека и страны. Родина представлена как мать, зовущая на защиту. Это название созвучно плакату времён начала войны с такой же фразой, усиливая ассоциации и патриотические чувства.
Во втором названии — «Воин-освободитель» — также используется приложение через дефис. Слово «освободитель» конкретизирует, что за воин перед нами: это не просто солдат, а герой, освободивший народы от фашизма. Название напоминает фразу «Слава воинам-победителям!» с военного плаката и продолжает ту же идею — благодарность и уважение к солдатам.
И в названиях памятников, и в плакатах приложения помогают выразить главную мысль кратко, ясно и эмоционально. Использование дефиса подчёркивает единство образа и его дополнительной характеристики.
3. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и дефисы. Выделите все приложения с определяемыми словами. Объясните, в каких случаях нужно ставить между ними дефис и почему.
По словарикам уточните значение и этимологию выделенных слов.
Главная высота России Мамаев курган расположе(н, нн)ый в Волгограде. Св_ще(н, нн)ый холм города героя в_нчает величестве(н,нн)ая фигура Родины матери. Это центральная скульптура памятника ансамбля героям Сталинградской битвы. Женщина мать поднимает своих сыновей в последнюю атаку. Это не памятник скорбь, а памятник призыв! К главному (пят_)(десят_)(двух)метровому монументу «Родина мать зовёт» примыкают комп_зиции «Стоять (на)смерть», «Стены руины» и др. Автор этого зн_менитого ансамбля Евгений Викторович Вучетич. Но над осущ_ствлением его гранд_озного замысла работали и арх_текторы и скульпторы и инж_неры и рабочие, и даже вое(н, нн)ые сапёры.
Ансамбль в Волгограде не первое монум_нтальное произведение скульптора. Так, по окончани_ войны в одном из берлинских парков был сооруж_н пам_тник ансамбль сове_ским воинам павш_м в боях с фашизмом. Этот гр_ндиозный памятник пантеон был задуман как величестве(н, нн)ое (историко)мем_риальное сооружение (героико) эпического х_рактера. Весь мир обошла история о бл_городном подв_ге сове_ского воина спасшего неме_кую девочку ценой своей жизни. Этот характер пр_красно выр_зил скульптор в с_мволической фигуре Воина освободителя. Сам скульптор (не)(по)наслышке знал что такое война: он был рядовым солдатом пулемётч_ком. (По А. Березину)
Главная высота России — Мамаев курган, расположенный (есть приставка) в Волгограде. Священный (свято; прилагательное) холм города-героя венчает (увенчан) величественная (прилагательное) фигура Родины-матери. Это центральная скульптура памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. Женщина-мать поднимает своих сыновей в последнюю атаку. Это не памятник-скорбь, а памятник-призыв! К главному пятидесяти (Д. п.) двухметровому монументу «Родина-мать зовёт» примыкают композиции (слов.) «Стоять насмерть (наречие)», «Стены-руины» и др. Автор этого знаменитого (слов.) ансамбля — Евгений Викторович Вучетич. Но над осуществлением его грандиозного (слов.) замысла работали и архитекторы (слов.), и скульпторы, и инженеры (слов.) и рабочие, и даже военные сапёры.
Ансамбль в Волгограде — не первое монументальное (монумент) произведение скульптора. Так, по окончании (предлог) войны в одном из берлинских парков был сооружён (краткое причастие) памятник-ансамбль (слов.) советским (советы) воинам, павшим (каким? мн. ч., Д. п.) в боях с фашизмом. Этот грандиозный (слов.) памятник-пантеон был задуман как величественное (прилагательное) историко-мемориальное (историческое и мемориальное; слов.) сооружение героико-эпического (героического и эпического) характера (слов). Весь мир обошла история о благородном (благо) подвиге (слов.) советского воина, спасшего немецкую (немцы) девочку ценой своей жизни. Этот характер прекрасно (слов.) выразил (слов.) скульптор в символической (символ) фигуре Воина-освободителя. Сам скульптор не понаслышке (наречие) знал, что такое война: он был рядовым солдатом-пулемётчиком.
1. Композиция
• Этимология: Происходит от латинского слова compositio, означающего «составление», «соединение», «сочетание».
• Значение: В искусстве и литературе композиция обозначает построение художественного произведения, организацию его частей в единое целое. Это может относиться к расположению элементов в живописи, структуре музыкального произведения или сюжету литературного текста.
2. Архитектор
• Этимология: Происходит от латинского architectus, заимствованного из древнегреческого (architekton), где означает «главный», а — «строитель» или «плотник».
• Значение: Специалист, занимающийся проектированием и строительством зданий и сооружений, отвечающий за их внешний вид, функциональность и безопасность.
3. Инженер
• Этимология: Происходит от латинского ingeniator, от ingenium, что означает «изобретательность», «способность».
• Значение: Профессионал, применяющий научные и математические знания для разработки, проектирования и улучшения технологий, машин, структур и систем.
4. Пантеон
• Этимология: Происходит от древнегреческого слова (Pantheion), составленного из («все») и («божественное»), то есть «относящееся ко всем богам».
• Значение: В Древнем Риме Пантеон был храмом, посвящённым всем богам. В современном контексте пантеоном называют собрание выдающихся личностей или совокупность богов определённой мифологии.
5. Мемориальное
• Этимология: Происходит от латинского memorialis, от memoria — «память».
• Значение: Относящееся к сохранению памяти о ком-либо или чём-либо; памятное. Например, мемориальный комплекс — архитектурное сооружение, созданное в честь значимого события или личности.
6. Эпический
• Этимология: Происходит от латинского epicus, заимствованного из древнегреческого (epikos), от (epos) — «слово», «повествование».
• Значение: Связанный с эпосом — жанром литературы, повествующим о героических событиях и подвигах. Также может обозначать что-то грандиозное, величественное по масштабу или значимости.
4. Опишите один из памятников, запечатлённых на фотографиях. Пользуйтесь словариком эпитетов (статьи памятник, память, жест, поза), а также материалами, которые можно найти в Интернете и других источниках. Постарайтесь употребить в своём тексте приложения.
Описание памятника «Родина-мать зовёт!»
Величественный монумент «Родина-мать зовёт!» возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде. Это не просто памятник — это мощный символ народного подвига и героической памяти. Скульптура представляет собой фигуру женщины, с мечом, поднятым в руке, в стремительном шаге вперёд. Этот жест напоминает о призыве на защиту Родины, о мужестве, решимости, готовности сражаться.
Женщина-мать изображена в момент высокого эмоционального подъёма. Позой, выражением лица и мощной пластикой фигура передаёт внутреннюю силу, волю к победе. Это не абстрактный образ, а собирательный образ матери-Родины, обращённой ко всему народу. Приложение в названии подчёркивает родственную близость Родины и народа — «мать» помогает сильнее прочувствовать связь каждого человека со страной.
Памятник является эпическим и патриотическим, он хранит память о защитниках Сталинграда и всей Великой Отечественной войне. Он не только рассказывает о прошлом, но и напоминает о важности мира, о долге перед теми, кто отдал жизнь за свободу будущих поколений.
