Упражнение 256 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

256. 1. Прочитайте и объясните, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.



Решение задачи: 256. 1. Прочитайте и объясните, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

256. 1. Прочитайте и объясните, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.

1) Бабушка быстро усадила моих друзей за стол, дала всем варёной картошки, молока и свежего хлеба. Все очень проголодались и быстро уничтожили всё, а Ваня даже попросил ещё молока. (А. Гайдар) 2) Чук уговаривал мать, чтобы она взяла с собой ружьё или хотя бы ружейные патроны. Но мать ружья не взяла. (А. Гайдар) 3) Он ел и бросал ей [Каштанке] кусочки. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. (А. Чехов)

1. Бабушка быстро усадила моих друзей за стол, дала всем варёной картошки, молока и свежего хлеба. Все очень проголодались и быстро уничтожили всё, а Ваня даже попросил ещё молока.

Причина: Употребление родительного падежа объясняется тем, что речь идёт не о всём предмете, а о его части.

• дала картошки, молока и хлеба — значит, немного (часть чего-то).

• ещё молока — тоже указывает на часть, а не на весь предмет.

2. Чук уговаривал мать, чтобы она взяла с собой ружьё или хотя бы ружейные патроны. Но мать ружья не взяла.

Причина: Здесь родительный падеж используется потому, что в предложении есть отрицательная частица «не».

• не взяла ружья — отрицание + переходный глагол > родительный падеж.

При утвердительной форме было бы: взяла ружьё (винительный падеж).

3. Он ел и бросал ей [Каштанке] кусочки. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. (А. Чехов)

Причина: Родительный падеж используется, так как:

• Указывается часть от целого: хлеба (немного), мяса (кусочек), полпирожка, костей (несколько).

• не успела разобрать вкуса — отрицание + переходный глагол > родительный падеж.

2. Разберите по составу выделенные слова.

Разбор выделенных слов по составу:

Проголодались, уговаривал, кусочки, сначала, полпирожка, голодухи, разобрать.

*3. Из предложений первой группы выпишите словосочетания, разделяя их на группы в зависимости от типа связи.

Согласование: моих друзей, варёной картошки, свежего хлеба.

Управление: усадила друзей, усадила за стол, дала всем, дала картошки, дала молока, дала хлеба, уничтожили всё, попросил молока.

Примыкание: быстро усадила, очень проголодались, быстро уничтожили, попросил ещё.