Упражнение 270 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
270. 1. Спишите, раскрывая скобки и согласуй определение с определяемым словом. Объясните выбор окончания. Почему в первом предложении используется тире? Выделенные слова записывайте поморфемно.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
270. 1. Спишите, раскрывая скобки и согласуй определение с определяемым словом. Объясните выбор окончания. Почему в первом предложении используется тире? Выделенные слова записывайте поморфемно.
1) Сергей — (большой) умница. 2) (Наш) неряха испачкала только что купленное платье. 3) Два (этот) мальчика стали победителями конкурса. 4) Наша гостья — (начинающий) врач. 5) По пути им встретились три (очаровательный) женщины. 6) Он недаром считается (закоренелый) невежей. 7) Шестнадцатилетняя девушка показала себя (такой) невеждой. 8) Утром мы услышали четыре (важный) сообщения. 9) (Мой) коллега Нина Сергеевна отправилась поездом в Новосибирск. 10) (Опытный) руководитель Константинова не согласилась с мнением своего заместителя.
2. Укажите, каким членом предложения является каждое существительное общего рода.
1. Сергей — большой умница.
Определение «большой» стоит в форме мужского рода, потому что «умница» — существительное общего рода, а речь идёт о Сергее (мужчине).
Тире ставится, потому что это именная часть сказуемого (подлежащее и сказуемое выражены существительными).
2. Наша неряха ис-пачк-а-л-а только что купл-енн-ое платье.
«Наша» — в форме женского рода, потому что «неряха» — общего рода, речь идёт о женщине.
3. Два этих мальчика стали победителями конкурса.
Определение «этих» согласуется с существительным мальчика во множественном числе, родительном падеже.
4. Наша гостья — начинающий врач.
«Врач» — существительное мужского рода, обозначающее профессию, поэтому прилагательное «начинающий» стоит в мужском роде, несмотря на то, что речь о женщине.
5. По пути им встретились три о-чар-ова-тельн-ые женщины.
«Женщины» — существительное женского рода во множественном числе, определение тоже ставим в именительный падеж множественного числа.
6. Он недаром считается за-корен-е-л-ым невежей.
«Невежа» — слово общего рода, но в данном случае речь идёт о мужчине, поэтому «закоренелым» — творительный падеж, мужской род.
7. Шест-на-дцат-и-лет-н-яя девушка показала себя такой невеждой.
«Девушка» — женского рода, определения согласуются соответственно.
8. Утром мы у-слыш-а-л-и четыре важных сообщения.
Определение «важных» стоит между числительным и существительным, поэтому используется форма родительного падежа множественного числа (м. р. и ср. р.).
9. Моя коллега Нина Сергеевна отправилась поезд-ом в Новосибирск.
«Коллега» — общего рода, при указании на женщину определение «моя» — в женском роде.
10. Опытный рук-о-вод-и-тель Константинова не соглас-и-л-а-сь с мнением своего за-мест-и-тел-я.
«Руководитель» — мужского рода, обозначает должность, поэтому определение «опытный» — в мужском роде, несмотря на то, что речь о женщине.
*3. Объясните различия в значении слов невежа и невежда и в связи с этим — смысловые различия шестого и седьмого предложений.
1. Невежа — это грубый, невоспитанный человек, который не умеет вести себя культурно в обществе.
6-е предложение:
Он недаром считается закоренелым невежей.
Здесь говорится, что человек груб, невежлив по характеру, и это у него прочная привычка (закоренелый).
3. Невежда — это человек, который невежественен, то есть не обладает знаниями, особенно в какой-то области.
7-е предложение:
Шестнадцатилетняя девушка показала себя такой невеждой.
Здесь подчёркивается, что девушка проявила неосведомлённость, незнание, возможно, сказала что-то глупое или явно необразованное.
