Упражнение 295 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
295. 1. Рассмотрите репродукцию картины Юрия Ивановича Пименова (1903—1977) «Новая Москва» (см. часть 2 учебника). Попробуйте раскрыть смысл её названия. В чём особенность композиции этого полотна?



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
295. 1. Рассмотрите репродукцию картины Юрия Ивановича Пименова (1903—1977) «Новая Москва» (см. часть 2 учебника). Попробуйте раскрыть смысл её названия. В чём особенность композиции этого полотна? Расскажите, что видите вы и героиня картины.
Картина Юрия Ивановича Пименова «Новая Москва» передаёт ощущение радостных перемен и обновления столицы. Смысл названия заключается в изображении Москвы после реконструкции: на полотне мы видим широкие проспекты, много автомобилей, автобусов и множество людей на улицах — всё говорит о новой, современной жизни.
Композиция картины интересна тем, что зритель как бы сам оказывается в автомобиле, смотрит на город глазами героини. На переднем плане — женщина за рулём открытого автомобиля. Мы видим её со спины, и это создаёт эффект присутствия. Женщина — символ новой эпохи: она уверенно управляет машиной, она — активный участник жизни города.
На заднем плане — оживлённый городской пейзаж, высокий дом в дымке, движущиеся машины, идущие люди. Всё это передаёт динамику, движение вперёд, атмосферу послевоенного восстановления и гордости за родной город.
Картина вызывает ощущение светлого будущего и веры в прогресс. «Новая Москва» — не только про город, но и про новое поколение, новые роли, новую жизнь.
2. Выразительно прочитайте фрагмент текста, посвящённого описанию картины Ю. И. Пименова. Какими выразительными языковыми средствами пользуется автор этого текста? Как вы думаете, почему в нём много неопределённо-личных и назывных предложений? Чем, по-вашему, объясняется употребление многоточий?
Определите лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
Тридцатые годы... Москва. Центр столицы в лесах. На месте двухэтажных домишек Охотного ряда кипит стройка... Москва-река неузнаваема, потому что её берега одевают в гранит. Возводят новые мосты... Кладут асфальт... Ломают «старое»... Снесли Сухаревскую
башню, Страстной монастырь... Сгоряча порубили столетние липы на Садовом кольце...
Начали стройку метро... На улицах — весёлые молодые ребята и девчата в касках, в комбинезонах, перепачканные рыжей глиной. Это метростроевцы.
Расширяют улицы. Двигают дома... Город меняется на глазах. 1937 год... Москвич Юрий Пименов пишет холст, в котором он раскрывает перед зрителем новый пейзаж столицы. Летний день. Жара. В сизом мареве тают новые дома Охотного ряда...
Сегодня эти первые стройки тех лет кажутся, может быть, небольшими. Но в те далёкие дни реконструкция Охотного ряда была символом московской нови.
Навеки сгинули лабазы и лавки и уступили место белым зданиям, вызывавшим чувство гордости у тогдашних москвичей.
«Новая Москва»...
Легко бежит машина по асфальту. Пёстрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя. Это молодая женщина с короткой причёской, в лёгком летнем платье. Тайна очарования этого полотна — движение, которое пронизывает каждый мазок в картине.
(По И. Долгополову)
Автор текста использует множество выразительных языковых средств: эпитеты («лёгкое летнее платье», «пёстрый калейдоскоп толпы»), метафоры («город меняется на глазах», «тайна очарования полотна — движение»), повторы, ряды однородных членов («расширяют улицы, двигают дома…»), а также неопределённо-личные и назывные предложения.
Неопределённо-личные предложения (например: «Кладут асфальт», «Двигают дома») помогают сосредоточить внимание не на том, кто выполняет действия, а на самих действиях. Это создаёт ощущение общего, народного труда, масштабного процесса, охватившего всю столицу. Субъект действия не важен — важна перемена, движение, обновление.
Назывные предложения (например: «Летний день», «Жара») создают образные, яркие, запоминающиеся картины. Они как кадры хроники или слайды воспоминаний: передают мгновения времени, состояние города и людей.
Многоточия придают тексту эмоциональную окраску, передают взволнованность, открытость мысли, незавершённость происходящего — как будто движение продолжается и за пределами текста. Они помогают создать настроение, атмосферу перемен и надежды.
Таким образом, всё в тексте — и язык, и синтаксис — подчёркивает идею перемен, обновления, движения вперёд.
Лексическое значение выделенных слов:
1. Марево — дымка, туман в тёплую погоду.
2. Реконструкция — коренное переустройство в целях улучшения, усовершенствования; о том, что восстановлено по сохранившимся остаткам и описаниям.
3. Лабаз — устар. помещение для хранения или продажи зерна, муки или каких-либо товаров.
4. Лавка — скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене; небольшой магазин.
3. Выпишите из текста пять назывных и пять неопределённо-личных предложений.
1. Назывные предложения:
Москва.
Центр столицы в лесах.
Летний день.
Жара.
«Новая Москва»...
2. Неопределённо-личные предложения:
Возводят новые мосты...
Кладут асфальт...
Ломают «старое»...
Расширяют улицы.
Двигают дома...
4. Спишите все сложные предложения и проведите их синтаксический разбор.
1. Москва-река неузнаваема, потому что её берега одевают в гранит.
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, две грамматические основы:
1 – река неузнаваема; двусоставное, распространенное;
2 – одевают; односоставное, неопределенно-личное, распространенное).
2. Москвич Юрий Пименов пишет холст, в котором он раскрывает перед зрителем новый пейзаж столицы.
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, две грамматические основы:
1 – москвич пишет; двусоставное, распространенное;
2 – он раскрывает; двусоставное, распространенное).
3. Тайна очарования этого полотна – движение, которое пронизывает каждый мазок в картине.
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, две грамматические основы:
1 – тайна движение; двусоставное, распространенное;
2 – которое пронизывает; двусоставное, распространенное).
