Упражнение 293 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
293. 1. Сравните рисунки и определите, какой из них иллюстрирует данное ниже двусоставное предложение, а какой — неопределённо-личное. В чём состоит смысловое различие этих предложений?


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
293. 1. Сравните рисунки и определите, какой из них иллюстрирует данное ниже двусоставное предложение, а какой — неопределённо-личное. В чём состоит смысловое различие этих предложений? Как это показал художник? Сделайте вывод.
Корреспондент газеты «Родник» пишет об открытии нового спортивного комплекса в нашем городе.
В газете «Родник» пишут об открытии нового спортивного комплекса в нашем городе.
Первый рисунок, на котором изображён человек за компьютером, иллюстрирует двусоставное предложение:
«Корреспондент газеты «Родник» пишет об открытии нового спортивного комплекса в нашем городе.»
Здесь указано конкретное действующее лицо — корреспондент. Предложение двусоставное, потому что в нём есть и подлежащее (корреспондент), и сказуемое (пишет).
Второй рисунок — это изображение готовой газеты. Он иллюстрирует неопределённо-личное предложение:
«В газете "Родник" пишут об открытии нового спортивного комплекса в нашем городе.»
В этом предложении не указано конкретное лицо, кто пишет. Сказуемое стоит в форме 3-го лица множественного числа, и лицо действия мыслится как неопределённое.
Смысловое различие между этими предложениями в том, что в первом подчёркивается личная работа журналиста, а во втором — просто констатируется факт появления информации в газете, без указания автора.
Вывод:
Художник показал разницу между конкретным действующим лицом и неопределённым, безличным сообщением. В первом случае — процесс написания, во втором — результат опубликован.
2. Преобразуйте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Установите, сохраняется ли при такой замене смысл высказывания и способ выражения сказуемого. Сделайте вывод. Обозначьте грамматические основы в каждом предложении.
Образец: Официант принёс нам первое блюдо. — Нам принесли первое блюдо.
1) Старожилы рассказывали, что этот особняк был знаменит в прошлом. 2) Тебя родители заставят ехать летом на дачу. 3) Хозяева отвели Маше самую светлую комнату. 4) Гриб растёт до тех пор, пока его не найдут грибники. 5) Как правило, обитатели этого дома вечером долго не ложились спать. 6) В посёлке строится новая поликлиника. 7) Дорога уже посыпана песком.
1. Двусост.: Старожилы рассказывали, что этот особняк был знаменит в прошлом.
Неопред.-личн.: Рассказывали, что этот особняк был знаменит в прошлом.
Смысл сохраняется.
2. Двусост.: Тебя родители заставят ехать летом на дачу.
Неопред.-личн.: Тебя заставят ехать летом на дачу.
Смысл сохраняется.
3. Двусост.: Хозяева отвели Маше самую светлую комнату.
Неопред.-личн.: Маше отвели самую светлую комнату.
Смысл сохраняется.
4. Двусост.: Гриб растёт до тех пор, пока его не найдут грибники.
Неопред.-личн.: Гриб растёт до тех пор, пока его не найдут.
Смысл сохраняется.
5. Двусост.: Как правило, обитатели этого дома вечером долго не ложились спать.
Неопред.-личн.: Как правило, в этом доме вечером долго не ложились спать.
Смысл сохраняется.
6. Двусост.: В посёлке строится новая поликлиника.
Неопред.-личн.: В посёлке строят новую поликлинику.
Смысл сохраняется, акцент смещён с объекта (поликлиники) на действие (строят).
7. Двусост.: Дорога уже посыпана песком.
Неопред.-личн.: Дорогу уже посыпали песком.
Смысл сохраняется, но в первом варианте акцент на результате, во втором — на действии.
Вывод:
Неопределённо-личные предложения получаются путём опущения подлежащего при сохранении смысловой нагрузки. Они выражают действие, важное само по себе, без акцента на его исполнителя. Смысл сохраняется.
3. Проведите морфемный и морфологический разборы выделенных слов.
