Упражнение 450 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
450. Устное высказывание. На основе материалов §43 расскажите о вводных и вставных конструкциях (общая характеристика; разновидности; основное назначение в речи; синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с этими конструкциями).


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
450. Устное высказывание. На основе материалов §43 расскажите о вводных и вставных конструкциях (общая характеристика; разновидности; основное назначение в речи; синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с этими конструкциями).
Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания. Они дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т. д.
Группы вводных конструкций по значению:
1) выражают степень достоверности сообщения:
• высокая степень уверенности (безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой и др.);
• низкая степень уверенности, предположение (вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно(е), возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно и др.);
2) выражают различные чувства:
• радость, удовольствие (к счастью, к радости, к общей радости, не радость, к удовольствию и др.);
• сожаление, огорчение (к большому огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло и др.);
• удивление (к удивлению, к изумлению, странное дело и др.);
• страх, опасение (ужас, чего доброго, не ровён час и др.);
3) указывают на источник сообщения:
• тот, кто говорит (с моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению и др.);
• другие люди (по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения… и др.);
4) указывают на обращение к собеседнику:
• привлечение внимания (позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните и др.);
• выражение вежливости (извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны и др.);
5) указывает на оформление мысли:
• связь мыслей, порядок (перечисление: например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее и др.; противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны и др.; следствие: вывод: значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть и др.);
• способ оформления мыслей (другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчёркиваю).
Синтаксические особенности: вводные конструкции грамматически не связаны ни с одним из членов предложения. Они могут стоять в начале, середине и конце предложения.
Интонационные особенности: для вводных конструкций характерна интонация вводности – понижение тона речи, убыстрённый тип произношения.
Пунктуационные особенности: вводные конструкции выделяются запятыми и тире. Выделения не требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения.
Вставные конструкции – это слова, сочетания слов, предложения, которые содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному. Они разъясняют, толкуют основную часть высказывания.
Особенности вставных конструкций:
• менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры;
• по смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения;
• характер их включения в речь «незапланированный», они как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее.
Интонационные особенности: для вставных конструкций характерна интонация включения - с более длительными паузами.
Пунктуационные особенности: вставные конструкции чаще выделяются скобками, реже – тире. Если нужно показать, что вставные конструкции более тесно связаны с остальным сообщением, то скобки заменяются тире.
