Упражнение 174 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.



Решение задачи: 174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.Решение задачи: 174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.Решение задачи: 174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.Решение задачи: 174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.Решение задачи: 174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе». О тебе,о тебе,о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой тёмной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине.

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

174. Прочитайте стихотворение Н. С. Гумилёва «О тебе».

О тебе,о тебе,о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой тёмной судьбе

Ты — крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твоё —

Словно герб отошедших времён.

Освящается им бытиё

Всех земных, всех бескрылых племён.

Если звёзды, ясны и горды,

Отвернутся от нашей земли,

У неё есть две лучших звезды:

Это — смелые очи твои.

И когда золотой серафим

Протрубит, что исполнился срок,

Мы поднимем тогда перед ним,

Как защиту, твой белый платок.

Звук замрёт в задрожавшей трубе,

Серафим пропадёт в вышине...

...О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Определите тему текста, тип речи и стиль.

Тема, тип речи и стиль стихотворения Н. С. Гумилева «О тебе»

1. Тема текста:

Стихотворение Николая Гумилёва «О тебе» посвящено теме любви, восхищения и преклонения перед возлюбленной. Лирический герой выражает свою преданность, подчёркивая её возвышенность и особое место в своей жизни. Также затрагиваются мотивы духовности, самопожертвования и связи с высшими силами.

2. Тип речи:

Основной тип речи — описание с элементами рассуждения. В стихотворении представлены образы (описание возлюбленной, сравнения с гербом, звёздами, серафимом), а также выражены размышления о её значении для лирического героя.

3. Стиль:

Стиль текста — художественный, так как стихотворение является поэтическим произведением, в котором используются выразительные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения, символы. Стиль характерен для поэзии Серебряного века, в частности для акмеизма, представителем которого был Гумилёв.

Выпишите из стихотворения примеры художественно-изобразительных средств языка.

Примеры художественно-изобразительных средств языка из стихотворения Н. С. Гумилёва «О тебе»

1. Эпитеты (образные определения):

• «человеческой тёмной судьбе» – подчёркивает тяжесть и неопределённость судьбы.

• «благородное сердце» – указывает на возвышенность и духовную чистоту адресата.

• «смелые очи» – передаёт решительность и силу характера возлюбленной.

• «золотой серафим» – подчеркивает высокий, почти божественный статус серафима.

• «белый платок» – символ чистоты, защиты, прощания.

2. Метафоры (перенос значений по сходству):

• «Ты — крылатый призыв к вышине» – возлюбленная вдохновляет на возвышенные идеалы.

• «Сердце твоё — словно герб отошедших времён» – её душа и личность несут отпечаток благородства прошлого.

• «Освящается им бытиё всех земных, всех бескрылых племён» – сердце героини дарит свет и смысл жизни другим людям.

3. Сравнения:

• «Сердце твоё — словно герб отошедших времён» – подчёркивает величественность и уникальность души героини.

• «Мы поднимем тогда перед ним, как защиту, твой белый платок» – платок сравнивается с символом защиты, напоминая знамя или флаг.

4. Олицетворение (приписывание предметам и явлениям человеческих качеств):

• «Если звёзды, ясны и горды, отвернутся от нашей земли» – звёзды ведут себя, как живые существа, проявляя гордость и отворачиваясь.

• «Звук замрёт в задрожавшей трубе» – звук наделён способностью замирать, а труба – дрожать.

• «Серафим пропадёт в вышине» – серафим, как одушевлённое существо, исчезает в высоте небес.

5. Символы:

• Белый платок – символ чистоты, защиты, верности.

• Золотой серафим – символ духовного провидения, небесного знамения.

• Звёзды – символы высшей мудрости, вдохновения, судьбы.

6. Повтор (анафора):

• «О тебе, о тебе, о тебе» – подчёркивает сосредоточенность мыслей лирического героя только на любимой.

• «Ничего, ничего обо мне» – усиливает противопоставление, подчёркивая самоотречение героя.

Вывод:

Гумилёв использует разнообразные художественные средства, чтобы создать возвышенный, символический образ возлюбленной, подчёркивая её величие, чистоту и влияние на жизнь лирического героя.

Какую роль играют местоимения в тексте?

Роль местоимений в стихотворении Н. С. Гумилёва «О тебе»

1. Выражение основной идеи стихотворения

• Местоимение «ты» в различных формах (твои, тебе) подчёркивает центральную фигуру стихотворения – возлюбленную. Повторение «о тебе» создаёт ощущение непрерывной мысли о ней, полного сосредоточения на этом образе.

• Местоимение «я» в тексте отсутствует, а местоимение «мне» употребляется в отрицательной конструкции («Ничего, ничего обо мне!»). Это подчёркивает самопожертвование лирического героя, его готовность отойти на второй план перед объектом своего восхищения.

2. Создание противопоставления

• Повторение «о тебе, о тебе, о тебе» и «ничего, ничего обо мне» подчёркивает антонимическое противопоставление. Лирический герой ставит возлюбленную на высший пьедестал, тогда как сам он незначителен в этом контексте.

3. Выражение эмоционального накала

• Частое употребление местоимений «ты» и «твой» делает обращение более личным, задушевным, создаёт эффект непосредственного диалога с любимой. Это усиливает эмоциональную выразительность и лиризм стихотворения.

4. Поддержание ритма и музыкальности

• Повторы местоимений в начале и в конце стихотворения («о тебе, о тебе, о тебе…») создают своеобразный рефрен, придавая тексту ритмическую законченность и приём кольцевой композиции.

Вывод:

Местоимения в стихотворении Гумилёва играют ключевую роль в создании образа возлюбленной, подчёркивают самоустранение лирического героя, усиливают противопоставление, делают текст более эмоционально насыщенным и ритмически организованным.

Подчеркните грамматические основы предложений.

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой, темной судьбе

Ты — крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое —

Словно герб отошедших времён.

Освящается им бытие

Всех земных, всех бескрылых племён.

Если звёзды, ясны и горды,

Отвернутся от нашей земли,

У нее есть две лучших звезды:

Это — смелые очи твои.

И когда золотой серафим

Протрубит, что исполнился срок,

Мы поднимем тогда перед ним,

Как защиту, твой белый платок.

Звук замрет в задрожавшей трубе,

Серафим пропадет в вышине…

…О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Произведите синтаксический разбор предложения, составляющего третье четверостишие.

Если звёзды, ясны и горды,

Отвернутся от нашей земли,

У нее есть две лучших звезды:

Это — смелые очи твои.

(Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, три грамматические основы:

1 – звёзды оторвутся; двусоставное, распространенное, осложнено обособленными однородными определениями;

2 – есть две звезды: двусоставное, распространенное;

3 – это очи; двусоставное, распространенное).