Упражнение 178 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?



Решение задачи: 178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?Решение задачи: 178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?Решение задачи: 178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?Решение задачи: 178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

178. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Определите тему текста, тип речи и стиль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Весна долго (не) открывалась. Последние недели поста стояла ясная морозная погода. Днём таяло на солнце а ночью доходило до семи градусов наст был такой что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг на второй день Святой повеяло тёплым ветром надвинулись тучи и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман как (бы) скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды затрещали и сдвинулись льдины быстрее двинулись мутные вспен..вшиеся потоки на самую Красную Горку с вечера разорвался туман тучи разбежались барашками прояснело и открылась настоящая весна. (На) утро под-нявш..еся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений оживш..й земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава надулись почки калины смородины и липкой спиртовой берёзы и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились (не) видимые

жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём заплакали чибисы над налившимися бурою неубравш..юся водой низами и болотами и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая только местами ешё (не) перелинявшая скотина заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей побежали быстроногие ребята по просыхающим с отпечатками босых ног тропинкам затрещали на пруду весёлые голоса баб с холстами и застучали по дворам топоры мужиков налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

1) Определение темы отрывка из романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина", тип речи и стиль.

Тема текста:

Отрывок описывает приход весны, её постепенное наступление, изменения в природе и жизни людей. Основное внимание уделяется пробуждению природы после долгой зимы.

Тип речи:

Основной тип речи — описание. Автор подробно изображает смену времён года, особенности весенних изменений в природе и быте людей.

Стиль:

Художественный стиль. Текст отличается образностью, богатством лексики, использованием различных изобразительно-выразительных средств, таких как эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения.

2) В отрывке из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» используются разнообразные изобразительно-выразительные средства, которые делают описание весны живым и ярким:

1. Эпитеты (красочные определения, придающие тексту выразительность):

• ясная, морозная погода

• густой серый туман

• мутные, вспенившиеся потоки

• наполненный испарениями теплый воздух

• бархат зеленей

• обсыпанная золотым цветом лозина

2. Метафоры (переносные значения, придающие тексту художественную выразительность):

• туман, скрывающий тайны совершавшихся в природе перемен (туман как завеса, скрывающая изменения)

• поднявшееся солнце быстро съело тонкий ледок (солнце действует как живое существо)

• наполненный испарениями ожившей земли воздух (земля как живой организм)

• разорвался туман (туман представлен как что-то материальное, что может разорваться)

3. Олицетворение (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ):

• тучи разбежались барашками

• заплакали чибисы

• заревела на выгонах облезшая скотина

• выставленная пчела загудела

• побежали быстроногие ребята по просыхающим тропинкам

4. Сравнения (указание на сходство предметов или явлений):

• тучи разбежались барашками (облака сравниваются с барашками)

• густой серый туман, как бы скрывая тайны (туман сравнивается с завесой, скрывающей тайны природы)

5. Градация (постепенное усиление действия или состояния):

• «три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь» > «туман» > «полились воды» > «затрещали и сдвинулись льдины» > «разорвался туман» > «прояснилось» (нарастание изменения погоды, приход весны)

6. Звукоизобразительные средства (звукопись) (передача звучания с помощью слов):

• «загудела пчела», «залились жаворонки», «заплакали чибисы», «заревела скотина», «затрещали голоса» – передают звуковую картину пробуждающейся природы.

Таким образом, Толстой мастерски использует богатый арсенал художественных средств, чтобы создать образ весны, передать её динамику и живописность.

3) Весна долго не открывалась (НЕ с глаголом). Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы (частица) скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся (вспенить) потоки; на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро (наречие) поднявшееся (какое?) яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей (какой?) земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые (=скрытые) жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая (есть зависимое слово) скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Выпишите причастия. Рядом запишите однокоренные деепричастия. Обозначьте морфемы.

Образец. Совершавшихся (начальная форма совершавшийся) — совершаясь.

Вспенившиеся – вспенивая; поднявшееся – поднимаясь; подёрнувший – подернув; наполнивших – наполняя; ожившей – оживая; вылезающая – вылезая; обсыпанной – обсыпая; выставленная – выставляя; облетавшаяся – облетая; обледеневшим – обледеневая; налившимися – наливаясь; не убравшуюся – убирая; облезшая – облезая; перелинявшая – линяя; теряющих – теряя; блеющих – блея; просыхающим – просыхая; налаживающих – налаживая.