Упражнение 226 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
226. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий». У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.



Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
226. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нищий».
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Какое слово связывает сопоставляемые части в этом стихотворении? Какова его синтаксическая функция? К какой части речи оно относится?
Сопоставляемые части стихотворения связывает слово «так».
Синтаксическая функция: выступает в роли обстоятельства образа действия, указывает на сходство двух ситуаций, тем самым подчеркивая их параллельность.
Часть речи: наречие.
Именно слово «так» показывает читателю, что автор проводит аналогию между ситуацией нищего, получившего вместо хлеба камень, и лирического героя, который также жестоко обманут в своих чувствах.
Найдите старославянизмы. Попробуйте заменить их русскими синонимами. Что изменится?
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нищий» присутствуют старославянизмы, которые придают тексту торжественность и возвышенность. Рассмотрим некоторые из них и возможные замены на русские синонимы:
1. Врата (врат обители святой):
Синоним: ворота
Изменение: замена на «ворота» придаёт тексту более бытовой оттенок, снижая его торжественность.
2. Обитель (врат обители святой):
Синоним: монастырь
Изменение: «монастырь» звучит более нейтрально, тогда как «обитель» добавляет духовную глубину.
3. Подаяние (просящий подаяния):
Синоним: милостыня
Изменение: «милостыня» более привычно в современном языке, «подаяние» же усиливает ощущение старины.
4. Глад (от глада, жажды и страданья):
Синоним: голод
Изменение: «голод» — более распространённое слово, «глад» добавляет архаичности и драматизма.
5. Взор (взор являл живую муку):
Синоним: взгляд
Изменение: «взгляд» звучит проще, «взор» придаёт фразе поэтическую возвышенность.
Замена старославянизмов на русские синонимы делает текст более приземлённым и обыденным, снижая его эмоциональный и художественный эффект. Использование старославянизмов позволяет Лермонтову создать атмосферу духовности и трагизма, усиливая эмоциональное воздействие на читателя.
Сравните слова иссохший и высохший. Обозначьте их морфемный состав. Каково происхождение приставок из- и вы-? (Ответ подскажет значение приставок и слов с этими приставками.) Какие стилистические оттенки есть у слов иссохший и высохший? Вспомните и запишите пары слов с этими приставками. (Можно, разумеется, обратиться к словарям.)
Иссохший; высохший.
Слова «иссохший» и «высохший» имеют схожие корни, связанные с процессом высыхания, но различаются приставками и стилистическими оттенками.
Происхождение и значение приставок:
• «Ис-»: происходит от древнерусского «из-», означающего движение изнутри наружу или завершение действия. В слове «иссохший» приставка «ис-» придаёт значению оттенок полного, окончательного высыхания.
• «Вы-»: имеет значение движения изнутри наружу, указывая на процесс выхода или появления. В слове «высохший» приставка «вы-» подчёркивает сам факт высыхания, не акцентируя внимание на степени или завершении процесса.
Стилистические оттенки:
• «Иссохший»: имеет более выразительный, даже драматический оттенок, часто используется в литературном или поэтическом контексте для описания крайней степени сухости или истощения.
• «Высохший»: стилистически нейтральное слово, используемое в повседневной речи для обозначения обычного процесса высыхания.
Примеры пар слов с этими приставками:
• С приставкой «ИС»:
o Исчезнуть (пропасть, перестать существовать).
o Исписать (полностью заполнить письмом).
o Испариться (превратиться в пар и исчезнуть).
• С приставкой «ВЫ»:
o Выйти (покинуть помещение, появиться снаружи).
o Выбежать (быстро выйти бегом).
o Выплыть (появиться на поверхности воды).
Таким образом, выбор между «иссохший» и «высохший» зависит от контекста и желаемого стилистического эффекта: первый вариант подчёркивает полное высыхание и имеет более эмоциональную окраску, второй — нейтрально описывает факт высыхания.
