Упражнение 225 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

225. Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказе Н. С. Лескова «Левша». Долбица умножения (таблица умножения), мелкоскоп (микроскоп), досадная укушетка (надоевшая кушетка), туга-мент (документ), водоглаз (водолаз), граф Кисельвроде (Нессельроде, канцлер с 1845 г.), трепетир (часы с репетитором), клеветой (фельетон), стирабельная дощечка (доска, на которой написанное можно стереть), студинг (пудинг).



Решение задачи: 225. Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказе Н. С. Лескова «Левша». Долбица умножения (таблица умножения), мелкоскоп (микроскоп), досадная укушетка (надоевшая кушетка), туга-мент (документ), водоглаз (водолаз), граф Кисельвроде (Нессельроде, канцлер с 1845 г.), трепетир (часы с репетитором), клеветой (фельетон), стирабельная дощечка (доска, на которой написанное можно стереть), студинг (пудинг).Решение задачи: 225. Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказе Н. С. Лескова «Левша». Долбица умножения (таблица умножения), мелкоскоп (микроскоп), досадная укушетка (надоевшая кушетка), туга-мент (документ), водоглаз (водолаз), граф Кисельвроде (Нессельроде, канцлер с 1845 г.), трепетир (часы с репетитором), клеветой (фельетон), стирабельная дощечка (доска, на которой написанное можно стереть), студинг (пудинг).

Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:

225. Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказе Н. С. Лескова «Левша».

Долбица умножения (таблица умножения), мелкоскоп (микроскоп), досадная укушетка (надоевшая кушетка), туга-мент (документ), водоглаз (водолаз), граф Кисельвроде (Нессельроде, канцлер с 1845 г.), трепетир (часы с репетитором), клеветой (фельетон), стирабельная дощечка (доска, на которой написанное можно стереть), студинг (пудинг).

В сказе Н. С. Лескова «Левша» автор использует искажённые слова и выражения, чтобы передать особенности народной речи и восприятия иностранной культуры простыми людьми. Эти искажения основаны на явлении народной этимологии, когда незнакомые или сложные слова переосмысливаются и видоизменяются на основе их звучания или ассоциаций с известными словами.

Рассмотрим причины появления некоторых из этих искажений:

1. Долбица умножения (вместо «таблица умножения»):

Причина искажения: Слово «таблица» ассоциируется с глаголом «долбить» (заучивать наизусть), что отражает процесс запоминания таблицы умножения через повторение.

2. Мелкоскоп (вместо «микроскоп»):

Причина искажения: Слово «микро-» (маленький) заменяется на более понятное «мелко-», подчёркивая функцию прибора для рассмотрения мелких объектов.

3. Досадная укушетка (вместо «надоевшая кушетка»):

Причина искажения: Слово «кушетка» переосмыслено как «укушетка», возможно, из-за созвучия с глаголом «кусать», что придаёт слову комический оттенок.

4. Тугамент (вместо «документ»):

Причина искажения: Слово «документ» трансформируется в «тугамент», возможно, из-за ассоциации с чем-то тугим, плотным, отражая официальность и важность документа.

5. Водоглаз (вместо «водолаз»):

Причина искажения: Слово «водолаз» переосмыслено как «водоглаз», подчёркивая функцию человека, который смотрит под водой.

6. Граф Кисельвроде (вместо «граф Нессельроде»):

Причина искажения: Фамилия «Нессельроде» трансформируется в «Кисельвроде» из-за созвучия и ассоциации с более знакомым словом «кисель».

7. Трепетир (вместо «репетир» — механизм в часах):

Причина искажения: Слово «репетир» ассоциируется с «трепетать», что отражает работу механизма, издающего звуки.

8. Клеветон (вместо «фельетон»):

Причина искажения: Слово «фельетон» переосмыслено как «клеветон» из-за созвучия с «клевета», отражая критический характер жанра.

9. Стирабельная дощечка (вместо «стираемая доска»):

Причина искажения: Слово «стираемая» трансформируется в «стирабельная», подчёркивая возможность стирания написанного.

10. Студинг (вместо «пудинг»):

Причина искажения: Слово «пудинг» переосмыслено как «студинг» из-за сходства с русским словом «студень», отражая представление о блюде.

Использование таких искажений позволяет Лескову создать аутентичную атмосферу народного повествования, передавая особенности мышления и речи простого человека, сталкивающегося с незнакомыми терминами и явлениями.