Упражнение 672 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)
672. Прочитайте текст. Дружба! Сколько различий в ней. Дружба в труде. Дружба в революционной работе, дружба в долгом пути, солдатская дружба...







Ниже вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
672. Прочитайте текст.
Дружба! Сколько различий в ней.
Дружба в труде. Дружба в революционной работе, дружба в долгом пути, солдатская дружба... Дружба в радости, дружба в горе. Дружба в равенстве и в неравенстве.
В чём же дружба? Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?
Конечно, друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов, и всё же преждевременно заключать, что подобная общность определяет дружбу.
Ведь могут подружиться и, случается, дружат люди, объединённые нелюбовью к своей профессии. Дружат ведь не только герои войны и герои труда, дружат и дезертиры
войны и труда. Однако в основе дружбы, как той, так и другой, лежит общность.
Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно!
Иногда дружба — это бескорыстная связь.
Иногда дружба эгоистична, иногда самопожертвенна, но удивительно, эгоизм дружбы бескорыстно приносит пользу тому, с кем дружишь, а самопожертвенность дружбы в основе эгоистична.
(В. Гроссман)
Определите тип речи. Обоснуйте свою точку зрения.
Тип речи данного текста — рассуждение.
Обоснование:
1. Наличие тезиса — в начале текста автор задаётся вопросом: «В чём же дружба? Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?»
2. Аргументация — автор приводит примеры различных видов дружбы (в труде, в радости, в горе, среди единомышленников и даже среди дезертиров).
3. Вывод — в заключении автор приходит к мысли, что дружба бывает разной: и бескорыстной, и эгоистичной, но в основе её всегда лежит общность.
Таким образом, текст представляет собой размышление о природе дружбы, в котором через примеры и рассуждения автор доказывает свою точку зрения.
Сформулируйте и запишите проблему, поставленную автором текста.
В данном тексте автор поднимает проблему многогранности и противоречивости природы дружбы. Он исследует различные проявления дружеских отношений, отмечая, что дружба может возникать как среди людей с общими интересами и судьбой, так и между теми, кто объединён нелюбовью к своей профессии. Автор также указывает на существование дружбы между людьми с противоположными характерами и подчёркивает, что дружба может быть как бескорыстной, так и эгоистичной. Таким образом, проблема, поставленная автором, заключается в понимании сущности дружбы и её разнообразных проявлений в человеческих отношениях.
Сформулируйте позицию автора. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свою точку зрения.
Позиция автора:
Автор считает, что дружба — это сложное, многогранное явление, которое не всегда основано на общности труда, интересов или взглядов. Он подчёркивает, что дружба может быть как бескорыстной, так и эгоистичной, но в любом случае она приносит пользу тому, с кем дружишь. При этом даже самопожертвенность дружбы может скрывать элементы эгоизма.
Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Да, я согласен с позицией автора, потому что дружба действительно бывает разной. Мы часто видим примеры искренней дружбы, основанной на доверии, заботе и общих ценностях. Однако встречаются и отношения, где дружба становится выгодной или даже эгоистичной, когда один человек использует другого.
Обоснование:
1. Исторические примеры: Вспомним дружбу героев Ромео и Меркуцио из трагедии Шекспира. Они были разными по характеру, но их дружба была глубокой и самоотверженной. Однако, можно ли назвать самопожертвенность Меркуцио, погибшего за друга, полностью бескорыстной? Возможно, он хотел доказать свою храбрость.
2. Примеры из жизни: Часто друзья помогают друг другу не только из чистой доброты, но и потому, что ожидают взаимной поддержки в будущем.
2. Психологическая точка зрения: В дружбе действительно могут присутствовать и альтруизм, и эгоизм, поскольку люди сближаются не только из симпатии, но и по потребности быть нужными и получать эмоциональную отдачу.
Вывод:
Дружба — это сложное социальное явление, включающее разные формы отношений. Она может быть искренней или корыстной, эгоистичной или жертвенной, но в любом случае играет важную роль в жизни человека.
Какими способами выражена тема данного текста?
Способы выражения темы в тексте:
1. Постановка риторического вопроса
Автор сразу обращает внимание читателя на проблему, задавая вопрос:
«В чём же дружба? Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?»
Это побуждает читателя задуматься над смыслом дружбы и её многогранностью.
2. Перечисление различных видов дружбы
Автор использует повтор слова «дружба», что подчёркивает её разнообразие:
«Дружба в труде. Дружба в революционной работе, дружба в долгом пути, солдатская дружба...»
Такое перечисление помогает читателю увидеть, что дружба не имеет единственного определения.
3. Противопоставление («антонимия»)
В тексте противопоставляются разные формы дружбы:
«Дружба в радости, дружба в горе. Дружба в равенстве и в неравенстве.»
Также автор сравнивает самопожертвенность и эгоизм в дружбе, показывая, что они могут быть взаимосвязаны.
4. Примеры и рассуждения
Автор приводит примеры: дружба среди единомышленников, людей одной профессии, даже среди дезертиров.
Он рассуждает о том, может ли дружба существовать между противоположными характерами.
5. Обобщение и вывод
В конце текста автор формулирует ключевую мысль:
«Иногда дружба эгоистична, иногда самопожертвенна, но удивительно, эгоизм дружбы бескорыстно приносит пользу тому, с кем дружишь.»
Это подводит читателя к пониманию, что дружба имеет разные формы, но всегда строится на общности.
Вывод:
Тема текста выражена через риторические вопросы, перечисления, противопоставления, примеры и обобщения. Эти приёмы помогают автору раскрыть сложную и противоречивую природу дружбы.
Выделите в тексте именительный представления и ключевые слова.
Именительные представления:
1. Дружба! Сколько различий в ней.
2. Дружба в труде.
3. Дружба в революционной работе, дружба в долгом пути, солдатская дружба...
4. Дружба в радости, дружба в горе.
5. Дружба в равенстве и в неравенстве.
6. Иногда дружба — это бескорыстная связь.
Ключевые слова (отражают суть проблемы и позицию автора):
1. Дружба – основное понятие, вокруг которого строится текст.
2. Общность – ключевой элемент дружеских отношений по мнению автора.
3. Судьба – фактор, часто объединяющий людей.
4. Труд, профессия – одни из оснований дружбы.
5. Горе и радость – эмоциональные состояния, через которые проявляется дружба.
6. Эгоизм, самопожертвенность – противоположные характеристики дружбы, которые могут быть взаимосвязаны.
7. Польза – один из возможных результатов дружеских отношений.
Подберите однокоренные слова к слову общий.
Однокоренные слова к слову общий:
1. Общность
2. Обобщение
5. Обобщать
6. Общественный
7. Общество
8. Общительный
9. Общаться
10. Общение
Выпишите из текста прилагательные. Обозначьте в них суффиксы.
Прилагательные из текста:
1. революционной
2. солдатская
3. общей
4. общих
5. подобная
6. объединённые
7. противоположных
8. бескорыстная
9. эгоистична
10. самопожертвенна
Выпишите из текста все частицы. Укажите их разряд.
Частицы из текста:
1. ли – «Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?»
2. всё же – «и всё же преждевременно заключать, что подобная общность определяет дружбу.»
3. ведь – «Ведь могут подружиться и, случается, дружат люди, объединённые нелюбовью к своей профессии.»
4. только – «Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?»
5. не только – «Дружат ведь не только герои войны и герои труда...»
6. же – «В чём же дружба?»
7. и – «Дружба в радости, дружба в горе. Дружба в равенстве и в неравенстве.» (в данном случае используется как усилительная частица)
Разряды частиц:
Вопросительные: ли, же
Усилительные: ведь, только, не только, и
Ограничительно-выделительные: всё же
Какой частью речи является слово бескорыстно? Свой ответ объясните.
Слово бескорыстно – это наречие.
Обоснование:
1. Значение:
Слово "бескорыстно" обозначает признак действия («эгоизм дружбы бескорыстно приносит пользу...»). Оно отвечает на вопрос "как?", что характерно для наречий.
2. Образование:
Это слово образовано от прилагательного "бескорыстный" с помощью суффикса "-о", что является типичным способом образования наречий в русском языке (например: грустный > грустно, честный > честно).
3. Грамматические признаки:
• Не изменяется по родам, числам и падежам (в отличие от прилагательных).
• Отвечает на вопрос "как?", а не "какой?" (что характерно для прилагательных).
Вывод:
Слово "бескорыстно" – это наречие, так как оно обозначает способ совершения действия и отвечает на вопрос "как?".
Сколько грамматических основ в последнем предложении?
В предложении 4 основы.
Запишите пять пословиц о дружбе. Письменно раскройте смысл одной из них.
Пять пословиц о дружбе и их смысл:
1. «Старый друг лучше новых двух.»
Настоящая дружба проверяется временем. Старый друг, с которым пройдено много испытаний, надёжнее, чем новые знакомые.
2. «Друг познаётся в беде.»
Истинная дружба проявляется не в радостные моменты, а в трудных ситуациях, когда человек готов помочь и поддержать.
3. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги.»
Друзья – это ценность, и их нужно не только искать, но и уметь сохранять дружеские отношения.
4. «Дружба не гриб – в лесу не найдёшь.»
Дружбу нельзя получить случайно, как находку. Она требует времени, доверия и взаимопонимания.
5. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.»
Дружеская поддержка и помощь ценнее материального богатства. Друзья могут помочь в трудную минуту так, как не сможет сделать ни одно богатство.
