Упр.95 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)
Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Каковы его тема и главная мысль? Определите форму речи. Между кем происходит общение?
Бабушка почитала-почитала книжку «Воспитание ребёнка в семье» и говорит:
— Серёжа, подойди сюда. Сядь. Замечаю я, что ты как-то замкнулся в себе, отдалился от своих сверстников, а?
Объясни мне, пожалуйста, почему это так?
— А мне никакие сверстники не нужны, — независимо сказал Серёжка. — Я и один проживу.
— Почему?
— А потому, что с ними со всеми поссорился.
— Со всеми?
— Со всеми, — подтвердил Серёжка.
— Что ты с ними не поделил? С Борисом, например?
— Значит так, — Серёжка загнул палец, — с Борисом мы поссорились через комара.
— Как же так... через комара?
— Да! Вот когда комары были, кусали они нас, кусали, а мы и не знали, куда они садятся. А оказывается, надо подставить руку, он сядет и вопьётся, а сам весь прозрачный, видно, что у него внутри делается, как кровь прямо ему в желудок проходит. Тут комары перестали на нас садиться, и вдруг прилетел один — громадный, весь полосатый, хотел сесть на меня, а Борис свою руку к нему тянет...
— И тебе жалко стало комара!.. — ужаснулась бабушка.
— Не жалко, а пускай не лезет, — объяснил ей Серёжка. — Жди, когда к тебе прилетит, а чужого комара нечего переманивать! Да я б не поссорился, но только он потом потерял зуб.
— Какой зуб?
— Мой! Мне его врач выдернул и отдал.
— Подожди, Серёжа, — взялась за виски бабушка, — ты мне совсем голову заморочил... Я не пойму...
(Ю. Третьяков. «Толстый мальчишка»)
Тема: ссора между Серёжей и Борисом.
Главная мысль: почему люди обижаются друг на друга.
Текст написан в форме диалога. Диалог происходит между бабушкой и внуком.
Какие из этих правил вам кажутся современными? О каких других правилах вежливого поведения вы могли бы рассказать? Запишите ключевые слова вашего рассказа.
Вариант ответа 1
Все правила из учебника этикета Петра I остаются актуальными до сих пор. Приведу ещё некоторые правила вежливого общения:
1. Говорить «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться.
2. Не оценивать вслух внешние данные человека.
3. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперёд. Мальчикам следует пропускать вперёд девочек и женщин.
4. Не расталкивать людей локтями при входе в помещение, в общественный транспорт.
5. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами, не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
6. Прикрывать рот ладонью при чихании и кашле.
Ключевые слова: «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться; не оценивать; пропускать вперёд; не расталкивать людей; культурно вести себя за столом; прикрывать рот.
Вариант ответа 2
По моему мнению, все правила вежливого поведения являются современными и не устаревают. А быть культурным и вежливым модно во все времена.
Ключевые слова: помочь пожилому человеку нести сумки, пропускать вперёд старших по возрасту, женщин и девочек; уступать место в транспорте, слова вежливости, не перебивать, не говорить громко, не разговаривать с полным ртом.
Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю» (см. в конце книги). Составьте пару предложений, используя любое из выделенных слов в разных значениях.
1. Какой караван не может двигаться по пустыне?
2. Какую линейку не используешь для черчения?
3. Из какого автомата нельзя стрелять?
Вариант ответа 1
Все выделенные слова являются многозначными.
1. Какой караван не может двигаться по пустыне?
Караван – 1. Группа вьючных животных, перевозящих кладь и людей в пустыне или в степи. 2. Группа судов, идущих друг за другом или выполняющих общую задачу.
Ответ: группа судов.
2. Какую линейку не используешь для черчения?
Линейка – 1. Прямая черта на бумаге, доске и т. п., помогающая писать ровными строками, делать нужный наклон букв. 2. Простейший измерительный инструмент. 3. Строй в одну шеренгу.
Ответ: строй в одну шеренгу.
3. Из какого автомата нельзя стрелять?
Автомат – 1. Самодействующее устройство (аппарат, машина, прибор), производящее работу по заданной программе без непосредственного участия человека. 2. Ручное индивидуальное стрелковое автоматическое оружие.
Ответ: из устройства, производящего работу по заданной программе (например, торговый автомат).
Стены кафе были увешаны фотографиями знаменитостей с автографами, у одной из стен стоял музыкальный автомат сороковых годов.
Он передёрнул затвор автомата, поднял ствол к верхушкам деревьев и дал короткую очередь.
Вариант ответа 2
*Выделенные слова являются многозначными, т. к. имеют два и более лексических значений.
*Я провел в тетради пятисантиметровую линейку.
Учитель просит приносить линейку на каждый урок математики.
На школьной линейке награждали победителей спартакиады.