Упр.95 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:

Прочитайте текст. Каковы его тема и главная мысль? Определите форму речи. Между кем происходит общение?

Бабушка почитала-почитала книжку «Воспитание ребёнка в семье» и говорит:

— Серёжа, подойди сюда. Сядь. Замечаю я, что ты как-то замкнулся в себе, отдалился от своих сверстников, а?

Объясни мне, пожалуйста, почему это так?

— А мне никакие сверстники не нужны, — независимо сказал Серёжка. — Я и один проживу.

— Почему?

— А потому, что с ними со всеми поссорился.

— Со всеми?

— Со всеми, — подтвердил Серёжка.

— Что ты с ними не поделил? С Борисом, например?

— Значит так, — Серёжка загнул палец, — с Борисом мы поссорились через комара.

— Как же так... через комара?

— Да! Вот когда комары были, кусали они нас, кусали, а мы и не знали, куда они садятся. А оказывается, надо подставить руку, он сядет и вопьётся, а сам весь прозрачный, видно, что у него внутри делается, как кровь прямо ему в желудок проходит. Тут комары перестали на нас садиться, и вдруг прилетел один — громадный, весь полосатый, хотел сесть на меня, а Борис свою руку к нему тянет...

— И тебе жалко стало комара!.. — ужаснулась бабушка.

— Не жалко, а пускай не лезет, — объяснил ей Серёжка. — Жди, когда к тебе прилетит, а чужого комара нечего переманивать! Да я б не поссорился, но только он потом потерял зуб.

— Какой зуб?

— Мой! Мне его врач выдернул и отдал.

— Подожди, Серёжа, — взялась за виски бабушка, — ты мне совсем голову заморочил... Я не пойму...

(Ю. Третьяков. «Толстый мальчишка»)

Тема: ссора между Серёжей и Борисом.

Главная мысль: почему люди обижаются друг на друга.

Текст написан в форме диалога. Диалог происходит между бабушкой и внуком.

Какие из этих правил вам кажутся современными? О каких других правилах вежливого поведения вы могли бы рассказать? Запишите ключевые слова вашего рассказа.

Вариант ответа 1

Все правила из учебника этикета Петра I остаются актуальными до сих пор. Приведу ещё некоторые правила вежливого общения:

1. Говорить «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться.

2. Не оценивать вслух внешние данные человека.

3. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперёд. Мальчикам следует пропускать вперёд девочек и женщин.

4. Не расталкивать людей локтями при входе в помещение, в общественный транспорт.

5. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами, не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

6. Прикрывать рот ладонью при чихании и кашле.

Ключевые слова: «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться; не оценивать; пропускать вперёд; не расталкивать людей; культурно вести себя за столом; прикрывать рот.

Вариант ответа 2

По моему мнению, все правила вежливого поведения являются современными и не устаревают. А быть культурным и вежливым модно во все времена.

Ключевые слова: помочь пожилому человеку нести сумки, пропускать вперёд старших по возрасту, женщин и девочек; уступать место в транспорте, слова вежливости, не перебивать, не говорить громко, не разговаривать с полным ртом.

Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю» (см. в конце книги). Составьте пару предложений, используя любое из выделенных слов в разных значениях.

1. Какой караван не может двигаться по пустыне?

2. Какую линейку не используешь для черчения?

3. Из какого автомата нельзя стрелять?

Вариант ответа 1

Все выделенные слова являются многозначными.

1. Какой караван не может двигаться по пустыне?

Караван – 1. Группа вьючных животных, перевозящих кладь и людей в пустыне или в степи. 2. Группа судов, идущих друг за другом или выполняющих общую задачу.

Ответ: группа судов.

2. Какую линейку не используешь для черчения?

Линейка – 1. Прямая черта на бумаге, доске и т. п., помогающая писать ровными строками, делать нужный наклон букв. 2. Простейший измерительный инструмент. 3. Строй в одну шеренгу.

Ответ: строй в одну шеренгу.

3. Из какого автомата нельзя стрелять?

Автомат – 1. Самодействующее устройство (аппарат, машина, прибор), производящее работу по заданной программе без непосредственного участия человека. 2. Ручное индивидуальное стрелковое автоматическое оружие.

Ответ: из устройства, производящего работу по заданной программе (например, торговый автомат).

Стены кафе были увешаны фотографиями знаменитостей с автографами, у одной из стен стоял музыкальный автомат сороковых годов.

Он передёрнул затвор автомата, поднял ствол к верхушкам деревьев и дал короткую очередь.

Вариант ответа 2

*Выделенные слова являются многозначными, т. к. имеют два и более лексических значений.

*Я провел в тетради пятисантиметровую линейку.

Учитель просит приносить линейку на каждый урок математики.

На школьной линейке награждали победителей спартакиады.