Контрольные вопросы и задания после Упр.102 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)


Решение Решение Решение Решение Решение Решение

Ниже вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:

Повторение

Контрольные вопросы и задания

1. Какие элементы речевой ситуации надо учитывать, чтобы общение было успешным?

Чтобы общение было успешным, необходимо учитывать следующие элементы речевой ситуации: кто говорит, кому говорит, что говорит, где говорит, когда говорит, зачем говорит.

2. Приведите примеры удачного общения, когда вы учитывали эти элементы.

Пример 1: Вежливое общение с преподавателем.

Студент: Извините, Мария Ивановна, можно вас на минутку?

Преподаватель: Конечно, что случилось?

Студент: Мне бы хотелось уточнить задание на следующую неделю. В каком формате нужно представить отчёт по лабораторной работе?

Преподаватель: Хорошо, отчёт должен быть в письменной форме, объёмом не менее пяти страниц. Включите в него все результаты и сделайте анализ.

Студент: Спасибо большое! Теперь мне всё ясно.

Пример 2: Удачное общение на работе.

Сотрудник: Уважаемые коллеги, у меня есть предложение по улучшению нашего текущего проекта.

Руководитель: Пожалуйста, поделитесь своей идеей.

Сотрудник: Я думаю, что если мы внедрим новую систему управления задачами, это значительно повысит нашу эффективность и сократит время на выполнение проектов. Я подготовил небольшой отчёт с описанием системы и её преимуществ.

Руководитель: Отличная идея! Давайте рассмотрим ваш отчёт и обсудим возможность внедрения.

Пример 3: Помощь туристу на улице.

Турист: Извините, не подскажете, как пройти к центральной площади?

Местный житель: Конечно! Вам нужно идти прямо по этой улице до первого перекрёстка, потом повернуть налево и пройти ещё два квартала. Площадь будет сразу за торговым центром.

Турист: Спасибо большое за помощь!

Местный житель: Пожалуйста, удачного дня!

Пример 4: Разрешение конфликта в школе.

Учитель: Дети, пожалуйста, успокойтесь. Давайте разберёмся, что случилось.

Ученик 1: Он взял мой пенал без спроса!

Ученик 2: Я только хотел взять ручку, но забыл спросить.

Учитель: Вижу, произошло недоразумение. В следующий раз, пожалуйста, спрашивайте разрешения перед тем, как брать чужие вещи. И ты, [имя ученика 2], верни пенал и извинись.

Ученик 2: Извините, я не хотел вас обидеть.

Ученик 1: Ладно, в следующий раз просто спроси.

В каждом из этих примеров учтены все элементы речевой ситуации, что способствовало успешному общению и достижению поставленных целей.

3. Какие разновидности монолога вы знаете? Приведите примеры монологической речи на уроке.

Разновидности монолога: описание, повествование, рассуждение.

Монологическая речь на уроке: объяснение учителем нового материала; ответ ученика, доклад, сообщение.

4. Приведите примеры диалогов в повседневной жизни.

Пример 1: Покупка в магазине

Покупатель: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько стоит этот хлеб?

Продавец: Здравствуйте! Этот хлеб стоит 50 рублей.

Покупатель: Спасибо. А где у вас лежит молоко?

Продавец: Молоко находится в холодильнике в углу магазина.

Покупатель: Понял, спасибо большое.

Продавец: Пожалуйста, обращайтесь!

Пример 2: Разговор с коллегой на работе

Коллега 1: Привет! Ты уже закончил отчёт для начальника?

Коллега 2: Привет! Ещё нет, я планирую закончить его к обеду. А ты?

Коллега 1: Я уже отправил. Если тебе нужна помощь, дай знать.

Коллега 2: Спасибо! Если что, обращусь.

Пример 3: Разговор с учителем

Ученик: Извините, Мария Ивановна, можно задать вопрос по домашнему заданию?

Учитель: Конечно, задавай, что тебя интересует?

Ученик: Я не совсем понял, как решать третью задачу в учебнике. Не могли бы вы объяснить?

Учитель: Конечно. Давай посмотрим. Вот, сначала ты должен...

Ученик: Теперь всё ясно, спасибо большое!

Учитель: Пожалуйста, рад помочь.

Пример 4: Звонок в службу поддержки

Клиент: Здравствуйте, меня зовут Анна. У меня возникла проблема с интернет-соединением.

Оператор: Здравствуйте, Анна. Могу я узнать ваш номер договора или адрес, по которому предоставляется услуга?

Клиент: Да, конечно, мой номер договора 12345, адрес - улица Ленина, дом 10.

Оператор: Спасибо. Я проверю информацию... Вижу, что у вас действительно есть проблема с подключением. Мы отправим техника для её решения.

Клиент: Спасибо большое за помощь.

Оператор: Пожалуйста, Анна. Техник приедет завтра утром. Хорошего дня!

Клиент: И вам хорошего дня!

Пример 5: Встреча с другом

Друг 1: Привет, как дела?

Друг 2: Привет! Всё хорошо, а у тебя как?

Друг 1: Тоже всё в порядке. Слушай, не хочешь завтра сходить в кино?

Друг 2: Отличная идея! Во сколько?

Друг 1: Давай в семь вечера, как раз после работы успеем.

Друг 2: Супер, договорились. Тогда до завтра!

Друг 1: До завтра!

5. В чём состоит особенность полилога в сравнении с диалогом?

В полилоге принимают участие минимум три человека.

6. Как вы назовёте форму общения на празднике в честь юбилея вашей мамы, когда собирается много гостей?

Этикетная форма общения (полилог).

7. Найдите в художественных произведениях, кинофильмах, мультфильмах 2—3 примера удачного или неудачного общения. Объясните, как учёт или игнорирование элементов речевой ситуации помогли или помешали решить задачу общения.

Пример 1: Удачное общение (художественное произведение).

Произведение: "Война и мир" Л. Н. Толстой.

Сцена: Переговоры князя Андрея Болконского с французским генералом.

- Кто говорит: Князь Андрей Болконский

- Кому говорит: Французскому генералу

- Что говорит: Просит о перемирии

- Где говорит: На поле боя

- Когда говорит: Во время военных действий

- Зачем говорит: Желает спасти жизни солдат и добиться временного прекращения огня

Анализ.

В этой сцене князь Андрей Болконский успешно ведёт переговоры с французским генералом благодаря учёту всех элементов речевой ситуации. Он понимает важность своего положения, знает, с кем и зачем говорит, и выбирает соответствующий тон и аргументы. Это помогает ему достичь цели — добиться перемирия.

Пример 2: Неудачное общение (мультфильм).

Произведение: "Король Лев" (The Lion King).

Сцена: Разговор Симбы и Скар в ущелье перед смертью Муфасы.

- Кто говорит: Симба

- Кому говорит: Скар

- Что говорит: Рассказывает о своём страхе и переживаниях

- Где говорит: В ущелье

- Когда говорит: Перед смертью Муфасы

- Зачем говорит: Ищет поддержку и утешение

Анализ.

В этой сцене Симба не учитывает истинные мотивы Скара и его отношение. Он наивно доверяет ему и открывается, что приводит к трагическим последствиям. Игнорирование истинных намерений собеседника (Скара) и неправильная оценка ситуации приводят к неудаче в общении и дальнейшим трагическим событиям.

Удачное общение в каждом примере достигается благодаря вниманию к элементам речевой ситуации: пониманию, кто говорит, кому, что, где, когда и зачем. В случае неудачного общения, как с Симбой, игнорирование истинных мотивов и намерений собеседника приводит к трагическим последствиям. Поэтому важно учитывать все аспекты речевой ситуации для успешного и эффективного общения.