Упражнение 100 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа».



Решение задачи: 100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа».Решение задачи: 100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа».Решение задачи: 100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа».Решение задачи: 100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа».

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

100. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Выделенные слова записывайте поморфемно. После этого выразительно прочитайте отрывок из вступительной статьи писателя Михаила Александровича Шолохова (1905—1984) к сборнику Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Какая общественно-политическая проблема обсуждается в данном тексте? Какую задачу поставил перед собой автор, в чём он хочет убедить читателя? Определите стиль речи, обоснуйте свою точку зрения.

Сокровищница народной мудрости

Величайшее б_гатство народа — его язык! (Тысяче)летиями накапл_ваются и вечно живут в слове (не)сметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть (н_)в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так (много)гранно (н_)проявляе(тся, ться) его ум, так криста(л, лл)ически (н_)отл_гается его н_циональная история обществе(н, нн)ый строй быт мирово(з, зз)рение, как в пословицах.

Меткий и обр_зный русский язык особе(н, нн)о богат пословицами. Их тысячи десятки тысяч(?)! Как на крыльях они перел_тают из века (в)век, от одного поколения к другому и (н_)видна та безгр_ничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость...

Различны эпохи породившие пословицы. (Н_)обозримо (многообразие человеческих отношений которые запеч_тлелись в чека(н, нн)ых народных изр_чениях и аф_ризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и стр_дания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и б_зверие, правда и кривда, чес_ность и обман, труд_любие и лень, крас_та истин и уродство предра(с, сс)удков.

(Н_)когда (н_)померкнет наша патр_отическая гордость закова(н, нн)ая в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «За правое дело стой смело»...

Величайшее богатство (словарное сл.) народа – его язык! Тысячелетиями на-капл-ива-ют-ся (накапливаю) и вечно живут в слове несметные (не употр. без не-) сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть ни (част.) в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется (не с глаг.; что делает?) его ум, так кристаллически (словарное сл.) не отлагается (не с глаг.) его национальная (нация) история, общественный (прилагательное) строй, быт, мир-о-воз-зр-ени-е, как в пословицах.

Меткии и образныи (образчик) русскии язык особенно (краткое прилагательное) богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч (сущ., 1-е скл., мн. ч., Р. п.)! Как на крыльях, они пере-лет-а-ют (перелёт) из века в век, от одного поколения к другому и не видна та безграничная (грань) даль, куда устремляет свои полёт эта крылатая мудр-ость...

Различны эпохи, по-род-и-вш-ие пословицы. Необозримо (обширно) многообразие человеческих отношении, которые за-печатл-е-л-и-сь (печать) в чеканных народных из-реч-ени-ях (речь) и афоризмах (словарное сл.). Из бездны времени дошли до нас в этих с-густ-к-ах разума и знания жизни радость и страдания (словарное сл.) людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и без-вер-и-е, правда и кривда, честность (честь) и обман, труд-о-люб-и-е и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Никогда не по-мерк-н-ет (не с глаг.) наша патриотическая (словарное сл.) гордость, закованная (причастие, есть приставка) в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «За правое дело стой смело».

Общественно-политическая проблема:

В тексте обсуждается проблема сохранения и преемственности культурных и духовных ценностей народа, выраженных в языке, а особенно — в пословицах. Автор поднимает вопрос об отношении общества к языковому и фольклорному наследию, подчёркивает важность бережного отношения к национальной культуре, к народной мудрости как основе духовной силы нации.

Задача автора и его стремление убедить читателя:

Автор стремится воспитать чувство уважения и гордости за родной язык и его образную глубину, показать, что пословицы — это не просто краткие изречения, а носители вековой мудрости, духовных ценностей и исторического опыта народа. Он хочет убедить читателя в неоценимой значимости русского языка и народного творчества как основы национальной идентичности, как живой связи поколений, прошлого и настоящего.

Стиль речи и его обоснование:

Текст относится к публицистическому стилю речи.

Обоснование:

Сфера применения: общественно значимая тематика, затрагивающая культуру, язык, историю народа.

Задача речи: воздействовать на читателя, формировать у него определённое отношение к проблеме — уважение к языковым традициям, гордость за родной язык.

Основные особенности стиля: образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

2. Найдите признаки публицистического текста, усиливающие экспрессию: торжественные слова и словосочетания, тропы (эпитеты, метафоры), обратный порядок слов, попарное соединение однородных членов и др.

1. Торжественные слова и словосочетания:

• «величайшее богатство народа — его язык!»

• «несметные сокровища человеческой мысли и опыта»

• «сгустках разума и знания»

• «безграничная даль»

• «наша патриотическая гордость»

• «крылатая мудрость»

Эти выражения придают речи торжественный, возвышенный оттенок.

2. Эпитеты: величайшее богатство, несметные сокровища, меткий и образный, безграничная, крылатая, чеканных.

Эпитеты придают образность, усиливают эмоциональную окраску текста.

3. Олицетворения: сокровища живут, пословицы перелетают.

4. Метафоры: в сгустках разума, красота истин, уродство предрассудков.

Метафоры помогают создать яркие, запоминающиеся образы, делают текст выразительнее.

5. Обратный порядок слов (инверсия): Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные человеческой мысли и опыта. Различны эпохи, породившие пословицы. Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц...

Инверсия используется для усиления выразительности и акцентирования внимания на ключевых фразах.

6. Попарное соединение однородных членов:

Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

3. Откройте в своём персональном компьютере папку «Пословицы», заполните её примерами, группируя их по файлам: «Пословицы о дружбе», «Пословицы о счастье», «Пословицы о языке речи» и т. п. Примеры можно найти в учебниках русского языка, в словарях, энциклопедиях, в Интернете. Проведя такую работу, обменяйтесь друг с другом информацией. Не забывайте в дальнейшем заполнять папку «Пословицы» новыми примерами. Старайтесь в своей речи использовать пословицы и поговорки.

Пословицы о дружбе:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Друзья познаются в беде.

4. Без друга и жизнь не мила.

5. Где дружба крепка, там и дело спорится.

6. Человек без друга — что дерево без корня.

7. Один в поле не воин.

8. Дружба — не гриб, в лесу не найдешь.

9. Кто друга в беде покинет — тот сам в беду попадёт.

10. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Пословицы о счастье:

1. Где труд, там и счастье.

2. Счастье любит тишину.

3. За счастье надо бороться.

4. Счастье в руках того, кто трудится.

5. Счастье — не конь: не подъедет само.

6. Не родись красивым, а родись счастливым.

7. Счастье дороже богатства.

8. Счастье и труд рядом живут.

9. Счастье без ума – дырявая сума.

10. Нового счастья ищи, а старого не теряй!

Пословицы о языке и речи:

1. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

2. Язык мой — враг мой.

3. От доброго слова и кошке приятно.

4. Молчи, за умного сойдёшь.

5. Осторожней со словом — оно острее ножа.

6. Доброе слово лучше мягкого пирога.

7. Что на уме, то и на языке.

8. Коротко да ясно — мудро и прекрасно.

9. Живое слово дороже мертвой буквы.

10. Ласковое слово и кость ломит.

4. Выделите в тексте определения, выраженные причастными оборотами. Выполните морфологический и морфемный разборы причастий.

Определения, выраженные причастным оборотом:

Различны эпохи, породившие пословицы. Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц...

Морфемный и морфологический разбор причастий:

1. Род

2. Ковать