Упражнение 120 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
120. Анализ текста. 1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Лучи тёплого дня удар_ли сл_пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно поврачивал к со_нцу свои (не, ни)зрячие глаза.







Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
120. Анализ текста. 1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Лучи тёплого дня удар_ли сл_пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно поврачивал к со_нцу свои (не, ни)зрячие глаза. Мальч_к как буд(то) чу_ствовал, к какому центру т_готеет всё окружающее. Для него (не, ни)было (не, ни)этой пр_зрачной дали (не, ни) л_зурного свода (не, ни)широко ра^двинутого г_р_зонта. Он чу_ствовал только как что(то) матер_альное, л_скающее, тёплое к_сается его лица согрвающм прик_сновением. Потом кто(то) пр_хладный и лёгкий сн мает с его лица эту негу и проб_гает по нему ощущени_м свежей пр хлады. В комн тах мальчик пр вык двигат_ся св_бодно чу_ствуя (во)круг себя пуст_ту. Здесь же его охв тили какие(то) странно см_нявш_еся волны. Они то нежно л_скали то щ_котали то опь_няли. Тёплые прик_сновения со_нца быстро обмах вались кем(то). Струя ветерка зв_ня в уши охват_вая лицо в_ски голову до самого з_тылка т_нулась (во)круг ст_раясь подхв_тить мальч_ка увлечь его куда(то) в пр_странство. Но он (не, ни)мог вид ть (не, ни)чего. Тогда(то) рука мальч_ка крепче сж мала руку матер_ а его сер_це зам_рало. (По В. Короленко)
Лучи тёплого дня ударили (ударить) слепому (безуд. глас., слепо) в лицо, согрели нежную кожу, и он инстинктивно (безуд. глас., инстинкт) поворачивал (словар. слово) к солнцу (непроизнос. согл., солнышко) свои незрячие (син.: слепые) глаза. Мальчик (мальчика) как будто (запомн.) чувствовал (словар. слово), к какому центру тяготеет (безуд. глас., тяга) всё окружающее. Для него не_было (част. «не» с глаг.) ни_этой (перечисл. с «ни») прозрачной (словар. слово) дали, ни лазурного (перечисл. с «ни», словар. слово) свода, ни_широко (перечисл. с «ни») раздвинутого горизонта (словар. слово). Он чувствовал (словар. слово) только, как что-то материальное (словар. слово), ласкающее (безуд. глас., ласка), тёплое касается его лица согревающим (безуд. глас., греет, какимя ср. р., Т. п.) прикосновением. Потом кто-то прохладный (нет знач. давности) и лёгкий снимает (ним//ня) с его лица эту негу и пробегает (безуд. глас., бег) по нему ощущением (на –ие, Т. п.) свежей прохлады (нет знач. давности). В комнатах (словар. слово) мальчик привык (словар. слово) двигаться (что делать?) свободно (словар. слово), чувствуя (словар. слово) вокруг (предл.) себя пустоту. Здесь же его охватили (безуд. глас., схватка) какие-то странно сменявшиеся (безуд. глас., смена, какие? мн. ч., И. п.) волны. Он то нежно ласкали (безуд. глас., ласка), то щекотали (безуд. глас., щекот), то опьяняли (безуд. глас., пьяный). Тёплые прикосновения солнца (непроизнос. согл., солнышко) быстро обмахивались (обмахиваюсь) кем-то. Струя ветерка, звеня (словар. слово) в уши, охватывая (охватываю) лицо, виски (словар. слово), голову до самого затылка (приставки зо- нет), тянулась (безуд. глас., тянется) вокруг (нареч.), стараясь (словар. слово) подхватить (безуд. глас., хватка) мальчика, увлечь его куда-то в пространство (словар. слово). Но он не_мог (част. «не» с глаг.) видеть (2-е спр., искл.) ничего. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала (безуд. глас., зажим) руку матери (сущ., мать, 3-е скл., Р. п.), а его сердце (непроизнос. согл, сердечко) замирало.
2. Вслух выразительно прочитайте отрывок из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».
Чтобы выполнить задание правильно:
– Читай медленно и вдумчиво.
– Обрати внимание на интонацию: передавай настроение текста — тепло, волнение, страх, покой.
– Делай паузы в нужных местах — после точек, запятых, тире.
– Особенно выдели слова, описывающие ощущения мальчика: «нежную кожу», «инстинктивно», «охватил», «сжимала руку матери» — они передают внутренний мир героя.
– Постарайся прочувствовать и передать переходы от тишины к тревоге, от покоя к волнению.
3. Проведите текстоведческий анализ фрагмента.
I. Выразительное чтение текста
1. Вдумчивое чтение про себя позволило понять, что перед нами эпизод, в котором герой испытывает острую связь с окружающим миром, несмотря на физическое ограничение — слепоту.
2. Неясные слова и выражения: – сжала руку, замерло — значат сильное эмоциональное волнение и напряжение; – инстинктивно, ощущения — термины, объясняющие, как герой воспринимает мир через чувства.
3. Интонационная разметка: текст богат описаниями, поэтому важно делать логические паузы, подчёркивая смену ощущений и настроений героя.
II. Композиционно-содержательный анализ
1. Тема текста — первое живое восприятие мира слепым мальчиком через ощущения.
2. Основная мысль — даже лишённый зрения, человек может глубоко чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира.
3. Микротемы: – описание природы (свет, ветер, звук); – физические ощущения мальчика; – эмоциональная реакция матери и мальчика.
4. Связь предложений: – смысловая: последовательность переживаний (ощущения > эмоции > реакция); – грамматическая: повторы (например, он... он...), вводные слова (тогда-то, вдруг), синтаксический параллелизм (он чувствовал... он понимал...); – лексическая: многократное употребление слов, связанных с ощущениями — тёплый, свежий, движение, струя, звон.
III. Стилистический анализ
1. Функциональный стиль — язык художественной литературы.
2. Стилистические признаки:
– Сфера применения: художественная литература.
– Задача речи: эмоционально воздействовать на читателя. –
– Основные черты: образность, выразительность, эмоциональность.
– Лексические средства: эпитеты (тёплый день, нежная кожа, свежий прохладный воздух), метафоры (струя ветерка звякнула в уши), сравнения (как что-то материнское).
– Морфологические и синтаксические средства: восклицательные предложения, инверсия, однородные члены.
4. Найдите в тексте слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и сгруппируйте их по тематическому признаку. Какова роль этих слов в раскрытии основной мысли текста?
Зрительные ощущения: Слепому, незрячие, не мог видеть,
Осязательные ощущения: Согрели, чувствовал, касается, прикосновением, звеня в уши, сжимала.
Роль этих слов в тексте:
Эти слова помогают передать восприятие мира слепым мальчиком через другие органы чувств — особенно осязание и слух. Поскольку он не видит, автор с помощью таких слов создаёт насыщенную картину ощущений, показывая, насколько остро и тонко герой чувствует природу, тепло, ветер, присутствие матери. Это подчёркивает главную мысль текста: даже без зрения человек способен воспринимать окружающий мир в полной мере и ощущать его красоту.
5. Проведите разные виды языкового разбора.
1) Фонетический разбор слова тёплого.
2) Морфемный разбор слов прохладой, согрели.
3) Лексический разбор слова опьяняли (волны).
4) Морфологический разбор выделенных слов.
5) Синтаксический разбор последнего предложения текста.
1.
2. Прохладой, согрели.
3. Опьяняли (волны)
1. Опьянять – «приводить в восторженное состояние, в возбуждение, экстаз».
2. Многозначное. Другие значения: приводить в состояние опьянения, делать пьяным; способствовать опьянению; перен. лишать ясности мысли, способности соображать.
3. а) В переносном значении;
б) перенос на основе сходства;
в) метафора.
4. Одурманивать – синоним, отрезвлять – антоним.
5. Книжное, общеупотребительное.
6. Исконно русское.
7. -
4. Раздвинутого
Свободно
Чувствуя
Его
В предложении является определением.
5. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало.
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, две грамматические основы:
1 – рука мальчика сжимала; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено;
2 – сердце замирало; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
6. Выполните задания по орфографии и пунктуации.
1) Объясните слитное, раздельное или дефисное написание слов со скобками.
2) Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.
1. Будто – всегда пишется слитно;
Что-то, кто-то, какие-то, кем-то, куда-то, тогда-то – «то» - это постфикс в тексте, поэтому местоимения и наречия пишутся через дефис для выражения неопределённости.
Вокруг, вокруг – предлог и наречие, поэтому пишется слитно.
2. Струя ветерка, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство.
