Вопросы на стр.73-74 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
• Расскажите, что изучает синтаксис. Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Он объясняет, как слова соединяются в словосочетания, как из них строятся предложения и каким образом предложения объединяются в связный текст.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
• Расскажите, что изучает синтаксис.
Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Он объясняет, как слова соединяются в словосочетания, как из них строятся предложения и каким образом предложения объединяются в связный текст. Синтаксис помогает понять, как устроена речь, как в ней выражаются отношения между словами и частями предложения.
• Объясните, в чём сходство и различие словосочетания и предложения как единиц синтаксиса.
Словосочетание и предложение — это единицы синтаксиса, потому что они участвуют в построении связной речи.
Сходство между ними в том, что и словосочетание, и предложение состоят из слов, которые связаны по смыслу и грамматически. Они помогают выражать мысли.
Различие в том, что словосочетание не выражает законченной мысли и не может быть самостоятельным высказыванием, а предложение выражает законченную мысль и может быть высказыванием.
• Приведите примеры словосочетаний и предложений разных типов.
Словосочетания:
1. Тёплый ветер — согласование (прилагательное + существительное).
2. Читать книгу — управление (глагол + существительное в винительном падеже).
3. Очень быстро — примыкание (наречие + наречие).
Предложения:
1. Простое предложение
Имеет одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
Пример:
Солнце светит ярко.
2. Сложносочинённое предложение
Состоит из двух или более простых предложений, соединённых сочинительным союзом (и, а, но, или и др.).
Пример:
Солнце светит ярко, и ветер ласково шелестит листвой.
3. Сложноподчинённое предложение
Состоит из главного и зависимого (придаточного) предложения, которые соединяются подчинительным союзом (что, потому что, если, когда, хотя и др.).
Пример:
Я остался дома, потому что на улице шёл дождь.
4. Бессоюзное сложное предложение
Состоит из двух или более простых предложений, соединённых без союзов — с помощью интонации, запятой, двоеточия или тире.
Пример:
Солнце село — наступил вечер.
• Кратко расскажите о пунктуации как о разделе лингвистики.
Пунктуация — это раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в письменной речи. Она тесно связана с синтаксисом, так как от структуры предложения и способов связи слов в нём зависит выбор и расстановка знаков препинания. Пунктуация помогает передавать смысл текста, его интонацию и логическую структуру.
• Объясните, почему синтаксис и пунктуация в школьном курсе русского языка изучаются одновременно.
1. Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Именно синтаксис позволяет понять, каким образом соединяются между собой слова в словосочетании, что представляет собой предложение, как образуется сложное синтаксическое единство предложений в тексте.
Синтаксис — раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение. Основным предметом научного интереса лингвистов, занимающихся синтаксисом, являются связи между словами в словосочетании и синтаксическими конструкциями в предложении.
Некоторые современные учёные считают единицей синтаксиса и текст, который другими лингвистами рассматривается как единица текстоведения.
2. Синтаксическая связь может быть сочинительной или подчинительной в зависимости от того, равноправны или неравноправны соединяемые единицы.
Сочинительной связью соединяются равноправные по отношению друг к другу единицы — однородные члены и части сложносочинённого предложения.
Подчинительной связью — части словосочетания и сложноподчинённого предложения, которые подразделяются на главную и зависимую.
3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания в письменной речи.
Синтаксис и пунктуация изучаются одновременно, так как от строения простого предложения, способов связи в нём слов, а также от способов связи частей сложного предложения зависит расстановка знаков препинания и их выбор.
Синтаксис и пунктуация изучаются одновременно, потому что они тесно связаны между собой. Синтаксис объясняет, как строятся словосочетания и предложения, а пунктуация устанавливает, какие знаки препинания нужно поставить в зависимости от структуры этих предложений. Без знания синтаксиса невозможно правильно применять правила пунктуации, ведь именно от типа предложения и связи между его частями зависит выбор запятой, точки с запятой или тире.
• Объясните, как вы понимаете смысл выражения «строй связной речи».
Выражение «строй связной речи» означает правильное и логичное построение высказывания. Это значит, что слова в предложении и сами предложения соединяются между собой так, чтобы мысль звучала понятно, последовательно и грамотно. Связная речь помогает точно передать информацию, выразить чувства или описать события так, чтобы слушатель или читатель легко понял смысл сказанного или написанного.
• Приведите пример предложения, части которого были бы соединены сочинительной связью. Составьте схему предложения.
Солнце светило, и птицы пели в саду. [ ], и [ ].
Я хотел пойти в парк, но началась гроза. [ ], но [ ].
• Докажите, что слова в словосочетании соединены подчинительной связью. Приведите примеры, составьте схемы.
Подчинительная связь — это такая связь между словами в словосочетании, при которой одно слово является главным, а другое — зависимым, и подчиняется ему по смыслу и грамматически.
Красивый дом — прилагательное + существительное.
Читать книгу — глагол + существительное.
Идти по дорожке — глагол + существительное с предлогом.
• Запишите предложение, части которого соединялись бы подчинительной связью. Составьте схему этого предложения.
Я остался дома, потому что пошёл сильный дождь.
[ ], (потому что ).
• Попытайтесь показать, как связаны между собой разделы «Синтаксис» и «Пунктуация». В качестве доказательств используйте примеры из упражнений §3.
В мае 2003 года на центральной площади северокавказского города Черкесска также состоялось открытие памятника просветителям славянских народов, а в 2004 году памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию был освящен и торжественно открыт в Самаре.
[ ], а [ и ]. Сложносочиненное предложение, поэтому между ними ставится запятая.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
[ ], (так ). Сложноподчиненное предложение, поэтому между ними ставится запятая.
