Упражнение 15 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

15. 1. Устное высказывание. Внимательно прочитайте тезисный план и определите, содержит ли он информацию, которая для вас является новой. Затем расскажите о лексике активного и пассивного употребления.



Решение задачи: 15. 1. Устное высказывание. Внимательно прочитайте тезисный план и определите, содержит ли он информацию, которая для вас является новой. Затем расскажите о лексике активного и пассивного употребления.Решение задачи: 15. 1. Устное высказывание. Внимательно прочитайте тезисный план и определите, содержит ли он информацию, которая для вас является новой. Затем расскажите о лексике активного и пассивного употребления.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

15. 1. Устное высказывание. Внимательно прочитайте тезисный план и определите, содержит ли он информацию, которая для вас является новой. Затем расскажите о лексике активного и пассивного употребления.

Лексика активного и пассивного употребления

1. Активная лексика — слова, которые используются в повседневной речи всеми носителями языка: магазин, университет, блокнот, переводчик, телевидение.

2. Пассивная лексика — слова, которые не употребляются носителями языка в повседневной речи.

1) Устаревшие слова (вышедшие из активного употребления):

а) историзмы — слова, которые обозначают исчезнувшие предметы, явления: боярин, вёче, сокольничий, кольчуга;

б) архаизмы — слова, вместо которых в настоящее время употребляются другие: оратай = пахарь, всуе = напрасно, одрина = спальня.

2) Неологизмы (новые слова, которые не вошли в активное употребление):

а) общеязыковые неологизмы — слова, возникшие для обозначения новых понятий: стикеры = самоклеящиеся этикетки, пейнтбол = игра, участники которой стреляют друг в друга специальными шариками с краской;

б) индивидуально-авторские неологизмы — слова, созданные писателем, поэтом, публицистом для обозначения явлений действительности: утреет (А. Блок), лунностъ (С. Есенин), кинокрасавчик (Р. Рождественский).

Для меня новой информацией стало уточнение видов устаревших слов — историзмов и архаизмов, а также деление неологизмов на общеязыковые и индивидуально-авторские. Я знал о том, что язык меняется, появляются новые слова и исчезают старые, но такая классификация встретилась мне впервые.

Рассказ о лексике активного и пассивного употребления:

Активная лексика — это слова, которые используются всеми людьми в повседневной жизни. Они понятны каждому, легко узнаются и широко распространены. Примеры: магазин, блокнот, университет, телевидение. Такие слова живут и развиваются вместе с языком.

Пассивная лексика — это слова, которые уже не используются в обычной речи, но могут встречаться в книгах, исторических текстах или быть понятны лишь специалистам. Она делится на:

1. Устаревшие слова, к которым относятся:

– Историзмы — слова, обозначающие исчезнувшие явления или предметы (например: боярин, кольчуга).

– Архаизмы — устаревшие слова, у которых сейчас есть современные заменители (всуе = напрасно, одрина = спальня).

2. Неологизмы — новые слова, которые ещё не стали частью повседневной речи:

– Общеязыковые — вошли в язык вместе с новыми реалиями (стикеры, пейнтбол).

– Индивидуально-авторские — придуманы писателями для выразительности речи (лунность, утреет, кинокрасавчик).

Таким образом, активная лексика отражает современную жизнь, а пассивная — сохраняет следы прошлого или только начинает появляться в языке.

*2. Работаем в группе. Используя материалы Интернета, современных справочников, словарей, составьте список общеязыковых неологизмов, которые вошли в русский язык за последние 10—20 лет. Информацию оформите по образцу словарной статьи толкового словаря.

1. Локдаун. сущ. [англ. lockdown — изоляция, блокировка]. Комплекс ограничительных мер, вводимых государством для сдерживания распространения чрезвычайных ситуаций, особенно эпидемий, включающий запрет на передвижение и закрытие общественных заведений. В период пандемии многие страны ввели локдаун, чтобы снизить уровень заражений.

2. Фейк. сущ. [англ. fake — подделка, фальшивка]. Ложная или искажённая информация, распространяемая с целью ввести в заблуждение. В социальных сетях часто встречаются фейки, не соответствующие действительности.

3. Краш. сущ. [англ. crush — сильное увлечение]. Человек, к которому испытывают сильную симпатию или влюблённость, чаще без взаимности. Мой краш — актёр из популярного сериала.

4. Зумер. сущ. [англ. zoomer]. Представитель поколения Z, родившийся примерно с конца 1990-х по начало 2010-х годов. Зумеры выросли в эпоху цифровых технологий и интернета.

5. Челлендж. сущ. [англ. challenge — вызов]. Задание или испытание, часто распространяемое в интернете, для проверки своих способностей или развлечения. Она приняла участие в танцевальном челлендже.

6. Селфи. сущ. [англ. selfie — автопортрет]. Фотография, сделанная человеком самостоятельно с помощью камеры, обычно смартфона. На вершине горы он сделал селфи на память.

7. Блогер. сущ. [англ. blogger]. Человек, ведущий личный интернет-дневник (блог), регулярно публикующий записи, изображения или видео. Известный блогер поделился своими впечатлениями о путешествии.

8. Коворкинг. сущ. [англ. coworking — совместная работа]. Общее рабочее пространство, предоставляемое для совместной работы людей разных профессий и компаний. Он арендует место в коворкинге, чтобы работать удалённо.

9. Лайфхак. сущ. [англ. life hack — жизненная хитрость]. Полезный совет или приём, облегчающий выполнение задач или решение проблем. В статье представлены лайфхаки для экономии времени при уборке.

10. Эмодзи. сущ. [яп. (эмодзи) — пиктограмма]. Маленькое цифровое изображение или иконка, используемая в электронных сообщениях для выражения эмоций или идей. Она добавила сердечко в виде эмодзи в конце сообщения.