Упражнение 11 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
11. Язык и литература. 1. Попробуйте словами описать те образы, которые вызывают в вашем воображении следующие метафоры из произведений русских поэтов.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
11. Язык и литература. 1. Попробуйте словами описать те образы, которые вызывают в вашем воображении следующие метафоры из произведений русских поэтов. Какие слова в этих оборотах речи употреблены в переносном значении?
1) Сыплет черёмуха снегом. (С. Есенин) 2) Костёр рябины красной. (С. Есенин) 3) Сонное озеро города. (А. Блок) 4) Взлетающий бубен метели. (А. Блок) 5) Жаркая шуба сибирских степей. (О. Мандельштам) 6) Пальцы ивняка. (М. Исаковский) 7) Серебряная ложка луны.
(Ю. Мориц)
1. Сыплет черёмуха снегом.
Образ: Белые цветы черёмухи обильно осыпаются, словно снежинки.
Слова в переносном значении: сыплет снегом.
2. Костёр рябины красной.
Образ: Гроздья красной рябины ярко пылают на фоне осени, как огонь.
Слова в переносном значении: костёр.
3. Сонное озеро города.
Образ: Город кажется неподвижным, как спящее озеро, отражающее небо и огни.
Слова в переносном значении: сонное озеро.
4. Взлетающий бубен метели.
Образ: Метель кружится и грохочет, словно подброшенный бубен.
Слова в переносном значении: взлетающий бубен.
5. Жаркая шуба сибирских степей.
Образ: Палящее солнце и зной окутывают степь, словно тёплая шуба.
Слова в переносном значении: жаркая шуба.
6. Пальцы ивняка.
Образ: Гибкие ветви ивы напоминают тонкие, подвижные пальцы.
Слово в переносном значении: пальцы.
7. Серебряная ложка луны.
Образ: Луна на небе напоминает серебристую ложку своей формой и блеском.
Слова в переносном значении: серебряная ложка.
2. Найдите в художественных произведениях метафоры, запишите их, указывая автора.
Примеры метафор из художественных произведений:
1. Александр Пушкин:
«В крови горит огонь желанья...» – страстное желание сравнивается с горящим огнём, подчёркивая силу эмоций.
«Увял цветущий мой венец...» – символ молодости и жизненных достижений представлен в виде увядающего цветка, отражая потерю былой славы или радости.
2. Николай Рубцов:
«Ивы кружевная тень...» – тень от ивовых деревьев сравнивается с кружевом, подчёркивая её ажурность и изящество.
3. Александр Блок:
«Взлетающий бубен метели...» – метель уподобляется бубну, создавая образ её кружения и шума.
4. Михаил Лермонтов:
«И скучно, и грустно, и некому руку подать...» – отсутствие поддержки выражается через метафору протянутой руки, символизируя одиночество.
3. Выберите понравившиеся вам метафоры и попробуйте с помощью красок передать на бумаге те образы, которые они рождают в вашем воображении. Может быть, у вас получится картина?
«Взлетающий бубен метели...»
«Ивы кружевная тень...»
*4. Кто больше? К каждому выделенному слову запишите такие однокоренные слова, с помощью которых можно показать возможные чередования в корне.
Образец: Умолкнуть, молчаливый, помалкивать, отмалчиваться (-молк- // -молч- // -малк- // -малч-).
Снегом, снежок (-снег- // -снеж-).
Города, горожанин (-город- // -горож-).
Пальцы, пальчик (-пальц- // -пальч-).
