Упражнение 14 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить). Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте Цель:



Решение задачи: 14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить). Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте Цель:Решение задачи: 14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить). Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте Цель:Решение задачи: 14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить). Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте Цель:

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить).

Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте

Цель: Научить различать значения синонимов, выявлять их оттенки и уместность в разных речевых ситуациях.

Формулировка:

Прочитай синонимический ряд: беспокойство, волнение, тревога, смятение

Вставь каждое слово в подходящее предложение так, чтобы оно точно отражало смысл. Объясни свой выбор.

1. Перед выступлением на сцене мальчик испытывал сильное ___.

2. Из-за пропажи ребёнка родителей охватила ___.

3. Новость вызвала внутреннее ___, он не знал, как реагировать.

4. Перед контрольной у Маши было лёгкое ___.

Ответ:

1. Перед выступлением на сцене мальчик испытывал сильное волнение.

Слово указывает на лёгкое, эмоциональное возбуждение перед важным событием.

2. Из-за пропажи ребёнка родителей охватила тревога.

Слово передаёт ощущение страха и тяжёлых переживаний.

3. Новость вызвала внутреннее беспокойство, он не знал, как реагировать.

Беспокойство — нейтральное слово, обозначающее отсутствие покоя.

4. Перед контрольной у Маши было лёгкое смятение.

Смятение — это более сильное, сбивающее с толку переживание, как будто «растерянность внутри».

Задание 2: Найди избыточность

Цель: Формировать умение избегать речевой избыточности и повторов при помощи синонимов.

Формулировка:

Прочитай предложения. Найди избыточные сочетания и замени их уместными синонимами.

1. Он переживал волнение и беспокойство.

2. Это была нелепая бессмыслица, не заслуживающая внимания.

3. Его доводы и аргументы были очень убедительны.

Объясни, почему выбранные тобой синонимы лучше подходят.

Ответ:

1. Он переживал волнение и беспокойство.

Исправим на: Он переживал волнение.

Слова близки по значению. Можно выбрать одно, чтобы избежать повторов.

2. Это была нелепая бессмыслица.

Исправим на: Это была нелепица. / Это была бессмыслица.

Оба слова синонимичны. Лучше использовать одно.

3. Его доводы и аргументы были очень убедительны.

Исправим на: Его аргументы были убедительны.

Слова «доводы» и «аргументы» обозначают одно и то же.

Задание 3: Классификация синонимов по значению и оттенку

Цель: Учить анализировать и группировать синонимы по смысловым признакам.

Формулировка:

Разделите слова из синонимического ряда «бессмыслица, чепуха, чушь, нонсенс, абракадабра, вздор» на две группы:

а) слова с нейтральной эмоциональной окраской;

б) слова с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Докажите своё деление, приведя примеры употребления слов в речи.

Ответ:

а) Слова с нейтральной эмоциональной окраской:

• бессмыслица

• нонсенс

• вздор

Обоснование:

Эти слова часто встречаются в деловой, научной или книжной речи. Они используются для обозначения логической или содержательной несообразности без сильной эмоциональной оценки.

Примеры:

• «Это утверждение — полная бессмыслица, оно противоречит фактам».

• «С научной точки зрения это нонсенс».

• «Этот спор — один сплошной вздор».

б) Слова с ярко выраженной эмоциональной окраской:

• чепуха

• чушь

• абракадабра

Обоснование:

Эти слова используются в разговорной речи, чтобы выразить недоверие, насмешку или раздражение. Они имеют эмоционально окрашенный, часто пренебрежительный оттенок.

Примеры:

• «Что за чепуха! Не слушай его».

• «Ты опять несёшь какую-то чушь!»

• «Что ты написал? Настоящая абракадабра!»