Упражнение 14 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить). Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте Цель:



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
14. Кто лучше? По словарику синонимов самостоятельно подготовьте три задания. Определите их цель (чему они должны научить).
Задание 1: Раскрой смысл синонимов в контексте
Цель: Научить различать значения синонимов, выявлять их оттенки и уместность в разных речевых ситуациях.
Формулировка:
Прочитай синонимический ряд: беспокойство, волнение, тревога, смятение
Вставь каждое слово в подходящее предложение так, чтобы оно точно отражало смысл. Объясни свой выбор.
1. Перед выступлением на сцене мальчик испытывал сильное ___.
2. Из-за пропажи ребёнка родителей охватила ___.
3. Новость вызвала внутреннее ___, он не знал, как реагировать.
4. Перед контрольной у Маши было лёгкое ___.
Ответ:
1. Перед выступлением на сцене мальчик испытывал сильное волнение.
Слово указывает на лёгкое, эмоциональное возбуждение перед важным событием.
2. Из-за пропажи ребёнка родителей охватила тревога.
Слово передаёт ощущение страха и тяжёлых переживаний.
3. Новость вызвала внутреннее беспокойство, он не знал, как реагировать.
Беспокойство — нейтральное слово, обозначающее отсутствие покоя.
4. Перед контрольной у Маши было лёгкое смятение.
Смятение — это более сильное, сбивающее с толку переживание, как будто «растерянность внутри».
Задание 2: Найди избыточность
Цель: Формировать умение избегать речевой избыточности и повторов при помощи синонимов.
Формулировка:
Прочитай предложения. Найди избыточные сочетания и замени их уместными синонимами.
1. Он переживал волнение и беспокойство.
2. Это была нелепая бессмыслица, не заслуживающая внимания.
3. Его доводы и аргументы были очень убедительны.
Объясни, почему выбранные тобой синонимы лучше подходят.
Ответ:
1. Он переживал волнение и беспокойство.
Исправим на: Он переживал волнение.
Слова близки по значению. Можно выбрать одно, чтобы избежать повторов.
2. Это была нелепая бессмыслица.
Исправим на: Это была нелепица. / Это была бессмыслица.
Оба слова синонимичны. Лучше использовать одно.
3. Его доводы и аргументы были очень убедительны.
Исправим на: Его аргументы были убедительны.
Слова «доводы» и «аргументы» обозначают одно и то же.
Задание 3: Классификация синонимов по значению и оттенку
Цель: Учить анализировать и группировать синонимы по смысловым признакам.
Формулировка:
Разделите слова из синонимического ряда «бессмыслица, чепуха, чушь, нонсенс, абракадабра, вздор» на две группы:
а) слова с нейтральной эмоциональной окраской;
б) слова с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Докажите своё деление, приведя примеры употребления слов в речи.
Ответ:
а) Слова с нейтральной эмоциональной окраской:
• бессмыслица
• нонсенс
• вздор
Обоснование:
Эти слова часто встречаются в деловой, научной или книжной речи. Они используются для обозначения логической или содержательной несообразности без сильной эмоциональной оценки.
Примеры:
• «Это утверждение — полная бессмыслица, оно противоречит фактам».
• «С научной точки зрения это нонсенс».
• «Этот спор — один сплошной вздор».
б) Слова с ярко выраженной эмоциональной окраской:
• чепуха
• чушь
• абракадабра
Обоснование:
Эти слова используются в разговорной речи, чтобы выразить недоверие, насмешку или раздражение. Они имеют эмоционально окрашенный, часто пренебрежительный оттенок.
Примеры:
• «Что за чепуха! Не слушай его».
• «Ты опять несёшь какую-то чушь!»
• «Что ты написал? Настоящая абракадабра!»
