Упражнение 12 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

12. 1. Познакомьтесь со словариком синонимов (см. часть 2 учебника). Какую информацию о слове можно найти в нём? В чём особенность содержания и построения его словарных статей?



Решение задачи: 12. 1. Познакомьтесь со словариком синонимов (см. часть 2 учебника). Какую информацию о слове можно найти в нём? В чём особенность содержания и построения его словарных статей?Решение задачи: 12. 1. Познакомьтесь со словариком синонимов (см. часть 2 учебника). Какую информацию о слове можно найти в нём? В чём особенность содержания и построения его словарных статей?

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

12. 1. Познакомьтесь со словариком синонимов (см. часть 2 учебника). Какую информацию о слове можно найти в нём? В чём особенность содержания и построения его словарных статей?

Что можно найти в словарике синонимов:

1. Список синонимов

Основное слово и его синонимы: например, абстрактный, отвлечённый, умозрительный.

2. Общее значение группы синонимов

Указывается, что объединяет эти слова по смыслу (например: «полученный путём отбрасывания несущественных признаков…»).

3. Происхождение и употребление слов

Разъясняется, какое слово заимствованное, какое приобретенное, разговорное или русская калька.

4. Тонкие смысловые различия между синонимами

Объясняется, в чём разница между словами в группе.

5. Примеры употребления в контексте с указанием авторов

Показывается, как слово используется в живой речи, часто – в цитатах из художественной литературы или публицистики.

Особенности построения словарной статьи:

• Сначала даётся группа синонимов, объединённых общим значением.

• Затем раскрывается смысл каждого слова, указываются его стиль, происхождение, сфера употребления.

• После этого идут примеры из текстов с указанием автора.

• Используется сравнение и противопоставление между словами для лучшего понимания их различий.

2. Используя статью маленький словарика синонимов, покажите, какие смысловые и стилистические различия имеют включённые в неё слова.

МАЛЕНЬКИЙ, малый, карликовый, крошечный, небольшой, крохотный, мелкий, микроскопический, чуточный, миниатюрный

Самое употребительное из них – маленький.

Слово малый, по сравнению с маленький, ограничено в употреблении, выступает обычно во фразеологических сочетаниях.

Разговорное крошечный (и его вариант разговорное крохотный) – очень маленький.

Микроскопический (книжное) – заимствованное слово со значением — чрезвычайно маленький.

Миниатюрный – тоже заимствованное слово, имеющее значение – маленький, изящный.

Карликовый – ненормально маленький.

Небольшой – больше маленького, это только отрицание больших размеров.

Мелкий – маленький, часто говорится о предметах круглой формы – мелкие камни, мелкий песок. Это слово иногда выступает во фразеологических сочетаниях (мелкие деньги – денежные знаки, из которых каждый небольшого достоинства).

Чуточный – разговорное слово, очень малый по величине.

3. Выразительно прочитайте последний пример этой словарной статьи. Какие признаки разговорной речи характерны для данного отрывка?

Признаки разговорной речи:

1. Уменьшительно-ласкательные формы слов:

– маленьких, слабенькие, чуточными, крошечный – передают субъективную оценку, создают образ чего-то незначительного, почти игрушечного.

2. Разговорные выражения:

– не то под ветку, не то за этот крошечный бугорок – типичный для устной речи приём передачи неуверенности, растерянности.

– словно игрушечные, карточные домики – сравнение, характерное для бытового, эмоционального описания.

3. Эмоциональность, экспрессия:

– создаётся ощущение удивления, насмешки, умиления – от «окопов» остаётся впечатление «домиков», «бугорков».

4. Нарушение книжной нормы в структуре фразы:

– Сложное синтаксическое построение с нарочито «разговорной» интонацией: "так что голову прятали и не разберёшь куда…".

Вывод:

Этот отрывок образно и живо передаёт ситуацию – за счёт разговорной стилистики, автор подчёркивает незащищённость, непригодность этих окопов, усиливая эмоциональное восприятие. Такой стиль особенно уместен для художественного описания повседневных, военных или бытовых реалий.