Упражнение 191 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
191. Устное высказывание. 1. Прочитайте фрагмент статьи «Слово написанное и слово сказанное» известного писателя, мастера устного рассказа Ираклия Андроникова (1908—1990). Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
191. Устное высказывание. 1. Прочитайте фрагмент статьи «Слово написанное и слово сказанное» известного писателя, мастера устного рассказа Ираклия Андроникова (1908—1990). Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания. Попробуйте подтвердить или опровергнуть основную мысль автора.
Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены.
Фрагмент из статьи Ирклия Андроникова, представленный в задании 191, подчёркивает важную мысль: интонация имеет огромное значение в устной речи, и именно она помогает передать настоящий смысл сказанного.
Автор на примере слова «здравствуйте» показывает, что его можно произнести по-разному: радостно, сухо, надменно, устало, весело, — и каждый раз оно будет восприниматься по-другому.
Основная мысль автора:
Истинный смысл сказанного заключается не только в словах, а в интонации, с которой они произнесены.
Как я понимаю это высказывание:
Я согласен с автором. Интонация — это зеркало эмоций и чувств. Даже простое слово может звучать как приветствие, угроза, насмешка или забота — в зависимости от того, каким тоном оно сказано. В письменной речи такие оттенки часто теряются, поэтому устная речь — живее и богаче.
Пример из жизни:
Слово «молодец» можно произнести с искренним восхищением — и это будет похвала. А можно — с иронией, и это будет насмешка.
Таким образом, интонация играет главную роль в передаче смысла устного высказывания.
2. С помощью этимологического словарика определите происхождение и написание выделенных слов.
Ехидный. Греч. echidna «злая и коварная женщина» (от греч. echis «змея»).
Комментарий. Лат. com- (con-) «с», «вместе» + лат. mentio «упоминание» (от лат. mens «ум»).
Диапазон. Греч. dia pason (chordon) «через все (струны)».
Интонаций. Лат. in- «воз» + лат. tonare «говорить», «произносить» (от лат. tonus «тон», «звук»).
3. Кто больше? Попробуйте поэкспериментировать! Произнесите слово здравствуйте с разной интонацией. Сколько вариантов можете предложить вы? Какой смысл передаёт каждый из этих интонационных вариантов? Сделайте вывод.
1. Радостное «Здравствуйте!»
Интонация: весёлая, энергичная, с улыбкой.
Смысл: доброжелательное, тёплое приветствие.
2. Смущённое «Здравствуйте...»
Интонация: тихая, неуверенная, с понижением голоса.
Смысл: застенчивое, возможно, извиняющееся приветствие.
3. Официальное «Здравствуйте!»
Интонация: чёткая, нейтральная, спокойная.
Смысл: деловое, уважительное приветствие, без лишних эмоций.
4. Высокомерное «Здравствуйте...»
Интонация: растянутая, с чуть приподнятым тоном и паузой.
Смысл: надменное, холодное приветствие, с оттенком пренебрежения.
5. Раздражённое «Здравствуйте!»
Интонация: резкая, с ударением на первый слог.
Смысл: вежливое, но принудительное приветствие (не от души).
6. Удивлённое «Здра-а-авствуйте?!»
Интонация: с повышением в конце, протяжное.
Смысл: удивление, возможно, ирония.
7. Вопросительное «Здравствуйте?»
Интонация: с восходящей интонацией на конце.
Смысл: сомнение, недоумение (например, не узнали человека).
*4. Разберите по составу все наречия, употреблённые в первом предложении. Не забудьте использовать значок #.
Ехидно#, отрывисто#, приветливо#, сухо#, мрачно#, равнодушно#, заискивающе#, высокомерно#.
