Упражнение 198 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

198. 1. Как вы произнесёте фразу Ваш билет в предложенных речевых ситуациях? Постарайтесь графически изобразить мелодический рисунок фразы в каждом случае.



Решение задачи: 198. 1. Как вы произнесёте фразу Ваш билет в предложенных речевых ситуациях? Постарайтесь графически изобразить мелодический рисунок фразы в каждом случае.Решение задачи: 198. 1. Как вы произнесёте фразу Ваш билет в предложенных речевых ситуациях? Постарайтесь графически изобразить мелодический рисунок фразы в каждом случае.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

198. 1. Как вы произнесёте фразу Ваш билет в предложенных речевых ситуациях? Постарайтесь графически изобразить мелодический рисунок фразы в каждом случае.

1) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищете владельца. «Ваш билет?» — обращаетесь вы к окружающим.

2) Вы контролёр. Ваша цель — проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. «Ваш билет!» — поочерёдно обращаетесь вы к каждому, требуя показать билет. Ваш билет?

3) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздаёт пассажирам билеты. «Ваш билет», — вручает он вам проездной документ.

Вот как можно произнести фразу «Ваш билет» в каждой из трёх речевых ситуаций, изменяя интонацию в зависимости от цели и характера высказывания:

1. Кто-то уронил билет, вы ищете владельца.

Фраза произносится с вопросительной интонацией, мягко, вежливо, с лёгким повышением тона на втором слове:

(Повышение интонации к концу — сигнал вопроса, желание помочь)

2. Вы — контролёр. Проверяете билеты у пассажиров.

Фраза звучит строго, нейтрально, с чётким логическим ударением на первом слове:

(Интонация нисходящая, уверенная, требовательная — побудительная речь)

3. Проводник вручает вам билет в поезде.

Фраза звучит спокойно, с доброжелательной, деловой интонацией, логическое ударение — на втором слове:

(Интонация ровная, утверждающая, без эмоций — деловой стиль общения)

Таким образом, одна и та же фраза может приобретать разное значение и эмоциональную окраску в зависимости от ситуации, цели речи и интонации говорящего.

2. Объясните, как мелодика помогает различить разные по смыслу, но одинаковые по словарному составу предложения.

Мелодика речи — это изменение высоты голоса в пределах одного предложения — помогает различать предложения, которые состоят из одинаковых слов, но имеют разный смысл. Смысл меняется в зависимости от того, какое слово выделено логическим ударением, как построена интонация — повествовательная, вопросительная или восклицательная.

Например, фраза «Ты пришёл» может звучать по-разному:

• Ты пришёл? — вопрос (удивление, возможно, разочарование);

• Ты пришёл! — радость, облегчение;

• Ты пришёл. — нейтральное сообщение.

Таким образом, мелодика позволяет услышать интонационную цель высказывания, выражает отношение говорящего к ситуации, уточняет смысл, делает речь выразительной и понятной.