Упражнение 360 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
360. Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило. Шёл дождь и два студента; один в университет, другой в калошах.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
360. Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.
Шёл дождь и два студента; один в университет, другой в калошах.
Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)
Объяснение лингвистического смысла рисунка и текста:
Фраза «Шёл дождь и два студента: один в университет, другой в калошах» вызывает комический эффект, потому что в ней нарушена грамматическая сочетаемость однородных членов предложения. В предложении объединены разнородные по смыслу и грамматической функции элементы:
• «дождь» — природное явление,
• «два студента» — люди.
Кроме того, уточнения «в университет» и «в калошах» относятся к разным признакам: первое — направление движения, второе — одежда.
Грамматическое правило (формулировка):
Однородные члены предложения должны быть однородными по грамматической функции и одинаковыми по смысловому ряду: они должны относиться к одному и тому же действию, предмету или признаку.
Нельзя объединять в один ряд слова, относящиеся к разным категориям или обозначающие несопоставимые понятия.
Пример неправильной фразы (как в тексте):
– Изучать математику и сорта грибов.
Правильный вариант:
– Изучать математику и физику.
– Собирать и классифицировать сорта грибов.
