Упражнение 360 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

360. Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило. Шёл дождь и два студента; один в университет, другой в калошах.



Решение задачи: 360. Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило. Шёл дождь и два студента; один в университет, другой в калошах.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

360. Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.

Шёл дождь и два студента; один в университет, другой в калошах.

Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)

Объяснение лингвистического смысла рисунка и текста:

Фраза «Шёл дождь и два студента: один в университет, другой в калошах» вызывает комический эффект, потому что в ней нарушена грамматическая сочетаемость однородных членов предложения. В предложении объединены разнородные по смыслу и грамматической функции элементы:

• «дождь» — природное явление,

• «два студента» — люди.

Кроме того, уточнения «в университет» и «в калошах» относятся к разным признакам: первое — направление движения, второе — одежда.

Грамматическое правило (формулировка):

Однородные члены предложения должны быть однородными по грамматической функции и одинаковыми по смысловому ряду: они должны относиться к одному и тому же действию, предмету или признаку.

Нельзя объединять в один ряд слова, относящиеся к разным категориям или обозначающие несопоставимые понятия.

Пример неправильной фразы (как в тексте):

– Изучать математику и сорта грибов.

Правильный вариант:

– Изучать математику и физику.

– Собирать и классифицировать сорта грибов.