Упражнение 42 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
42. 1. Спишите, раскрывая скобки. Прочитайте пословицы выразительно. Почему в одной из них глагол произносится с необычным ударением? Объясните, какая тема объединяет все пословицы.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
42. 1. Спишите, раскрывая скобки. Прочитайте пословицы выразительно. Почему в одной из них глагол произносится с необычным ударением? Объясните, какая тема объединяет все пословицы. Сформулируйте и запишите её.
1) Ленивые руки (не, ни)родня умной голове. 2) У лодыря что (не, ни)день, то лень. 3) Лодырю всегда (не, ни)здоровится. 4) (Не, небольшой дождишко, а лодырям отдышка. 5) Кто поздно встаёт, у того хлеба (не, ни)достаёт. 6) (Не, ни)наклонясь до земли, и грибка (не, ни)подымешь. 7) Авось да (не, ни)бось до добра (не, ни)доведут. 8) (Не, ни)всякий в дело гож, кто лицом пригож. 9) (Не, ни)чем хвалиться, если всё из рук валится. 10) (Не, ни)сиди сложа руки, так (не, ни)будет и скуки. 11) (Не, ни)потрудиться, так и хлеба (не, ни)добиться. 12) (Не, ни)разгрызёшь ореха, так (не, ни)съешь и ядра. (Пословицы)
1. Ленивые руки не родня (нет усл. для слитн. нап.) умной голове.
2. У лодыря что ни (нет отриц.; част. + сущ.) день, то лень.
3. Лодырю всегда нездоровится (не употр. без не).
4. Не большой (противопост.) дождишко, а лодырям отдышка.
5. Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт (не употр. без не).
6. Не наклонясь (не с дееприч.) до земли, и грибка не подымешь (не с глаг.).
7. Авось да небось (не употр. без не) до добра не доведут (не с глаг.).
8. Не всякий (нет условий для слитн. нап.) в дело гож, кто лицом пригож.
9. Нечем хвалиться, если всё из рук валится.
10. Не сиди (не с глаг.) сложа руки, так не будет (не с глаг.) и скуки.
11. Не потрудиться (не с глаг.), так и хлеба не добиться (не с глаг.).
12. Не разгрызёшь (не с глаг.) ореха, так не съешь (не с глаг.) и ядра.
Глагол валится произносится с необычным ударением для рифмы: хвалиться – валится.
Тема, объединяющая все пословицы:
Труд и лень. Значение труда в жизни человека.
Пояснение:
Все пословицы учат, что труд — это основа жизни, успеха и достатка, а лень — причина бедности, неудач и позора. В них подчёркивается:
– что без усилий не будет результата;
– что ленивый человек всегда находит отговорки;
– что внешность не заменит дела;
– что важно не надеяться на случай, а действовать.
Сформулированная тема:
«Труд кормит, а лень портит».
Или:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Эти пословицы — народная мудрость, воспитывающая уважение к труду и призывающая избегать лени.
2. Проведите морфологический разбор выделенных слов.
*3. Объясните, в чём различия значений и образования слов одышка и отдышка. Какое из них употреблено в четвёртом примере? Докажите.
Различия в значениях и образовании слов «одышка» и «отдышка»:
1. Одышка – учащённое и затруднённое дыхание, возникающее вследствие болезни или физического перенапряжения.
Пример: После подъёма по лестнице у него началась одышка.
Образование: Происходит от глагола «дышать».
2. Отдышка – короткий отдых, передышка. В современном языке слово устарело, его заменил синоним «передышка».
Пример: После долгого бега он сделал небольшую отдышку.
Образование: Образовано от слова отдых.
Употребление в четвёртом примере:
«Не большой дождишко, а лодырям отдышка».
Анализ:
• В данной пословице «отдышка» употребляется в значении «передышка» или «отдых».
• Небольшой дождь мешает работе, и для ленивых людей («лодырей») это является поводом сделать перерыв, отдохнуть.
Вывод:
В четвёртом примере употреблено слово «отдышка» в значении «передышка» или «отдых». Это подтверждается контекстом пословицы, где небольшой дождь рассматривается как возможность для ленивых людей сделать перерыв в работе.
*4. На тему «На уроках русского языка» придумайте диалог, в котором было бы уместно употребление последней пословицы.
Диалога на тему «На уроках русского языка»:
Ученик 1:
– Ох, опять эти упражнения по орфографии... Такая скука! Столько слов, правил – ничего не запоминается...
Ученик 2:
– Да ладно тебе! Зато, когда разберёшься, и диктанты будут без ошибок, и писать будешь грамотно.
Ученик 1:
– Ну не знаю... Пока что только голова от всего этого пухнет.
Учительница:
– А вы знаете, ребята, есть хорошая пословица: «Не разгрызёшь ореха, так не съешь и ядра.»
Русский язык — как крепкий орех: трудно, но если постараться, получите вкусный результат — знание, грамотность, уверенность в себе.
Ученик 2:
– Вот! А я как раз говорил то же самое — без усилий не будет и пользы.
Ученик 1:
– Ладно... Пошли тогда вместе этот орех разгрызать!
