Упражнение 48 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
48. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, какие правила регулируют постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении. Затем сравните эту схему с таблицей № 2 (см.




Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
48. Устное высказывание. 1. Рассмотрите схему и расскажите о том, какие правила регулируют постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении. Затем сравните эту схему с таблицей № 2 (см. приложение в конце учебника) и сделайте выводы.
Согласно представленной схеме, простые предложения могут быть осложнены разными языковыми конструкциями. Постановка знаков препинания при этом регулируется следующими правилами:
1. Однородные члены предложения (подлежащие, сказуемые, второстепенные) разделяются запятыми, если соединены без союзов или при помощи союзов и, да (в значении и), или, либо, повторяющихся несколько раз.
Пример: Осень наступила, листья опали, птицы улетели.
2. Обособленные члены предложения делятся на два типа:
• Обособленные определения, выраженные причастными оборотами, выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова или уточняют его.
Пример: Девочка, уставшая от дороги, села на пенёк.
• Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, всегда выделяются запятыми.
Пример: Улыбаясь, он подошёл ко мне.
3. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов как, будто, словно, точно, подобно, чаще всего выделяются запятыми, особенно если выражают образ действия.
Пример: Он смотрел, как будто ждал ответа.
4. Вводные слова и конструкции (например, конечно, к счастью, по-моему) всегда выделяются запятыми.
Пример: По-моему, ты прав.
5. Обращения (слова, обозначающие того, к кому обращаются) всегда выделяются запятыми.
Пример: Мама, послушай меня!
Таким образом, знаки препинания в простом осложнённом предложении ставятся в зависимости от того, какие элементы его осложняют. Запятые помогают выделить важную информацию, уточнения, а также показать структуру и интонацию высказывания.
На схеме и в таблице № 2 представлены языковые конструкции, осложняющие простое предложение, а также правила постановки знаков препинания и особенности интонации. Сравнив их, можно сделать следующие выводы:
Простое осложнённое предложение может содержать:
1. Однородные члены предложения
• Смысл: передают основные виды смысловых отношений между однородными членами.
• Интонация: перечислительная.
• Знаки препинания: на письме разделяются запятыми.
2. Обособленные члены предложения
Бывают:
• Определения, выраженные причастными оборотами.
• Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
Выделяются запятыми с обеих сторон, если стоят внутри предложения, и интонацией обособления.
3. Сравнительные обороты
• Вводятся словами как, точно, будто, словно и др.
• Имеют сравнительное значение.
• Отделяются запятыми с обеих сторон.
4. Вводные слова и конструкции
• Не являются членами предложения.
• Передают отношение говорящего к высказыванию.
• Выделяются запятыми с обеих сторон, а в особых случаях — тире или скобками.
• Произносятся с вводной интонацией.
5. Обращения
• Указывают, к кому (или чему) обращаются.
• Не являются членами предложения.
• Выделяются запятыми, а иногда восклицательным знаком.
• Произносятся со звательной интонацией.
Общий вывод:
Схема и таблица № 2 дополняют друг друга:
• Схема даёт общее представление о видах осложнений в простом предложении.
• Таблица подробно объясняет грамматические признаки, интонационные особенности и правила пунктуации для каждого типа осложняющих конструкций.
Это позволяет глубже понять, как строится простое осложнённое предложение, какие элементы требуют выделения на письме, и почему важна правильная интонация при устной речи.
2. Прочитайте предложения и определите, почему они распределены на пять групп.
I. 1) Земля обласк_(н, нн)ая солнцем кружила голову крепк_м зап_хом прелых листьев и ра(с, сс)паре(н, нн)ой хвои. (В. Тендряков) 2) Сгр_бая сено на п_косах поют мне песню к_сарй. (С. Есенин)
II. 1) Сн_жинки пад ли с небес в таком случайн м бе(с, сс)п_рядке а ул_глись п стелью гла_кой и строго ок_ймили лес. (С. Маршак) 2) Поле уса_ьба деревня лош_ди шмели птицы облака всё жйло своей собств_(н, нн)ой, наст_ящей жизн_ю. (И. Бунин)
III. 1) Весна бе(с, сс)порно самое лу_шее время года. (И. Соколов-Микитов) 2) Лес очень в_лик и (не)сомне(н, нн)о в нём есть (не)извед_(н, нн)ые места. (М. Пришвин)
IV. 1) В снежн м море плывут д_ревни словно дальние кор_бли. (Ю. Друнина) 2) Как копы_ца топоч_т с_пожки как бубен_чик зв нят серё ки. (А. Ахматова)
V. 1) (Не)кричи так жал_бно кукушка над водой, над стуж_ю дорог! (Н. Рубцов) 2) Шуми, шуми послуш(н, нн)ое в_трйло в_лнуйся подо мной угрюмый океан. (А. Пушкин)
1. Простые предложения осложнены обособленными членами.
2. Простые предложения осложнены однородными членами.
3. Простые предложения осложнены вводными словами.
4. Простые предложения осложнены сравнительными оборотами.
5. Простые предложения осложнены обращениями.
3. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.
I. 1. Земля, обласканная (причастие, есть приставка) солнцем, кружила голову крепким запахом (пахнуть) прелых листьев и распаренной (причастие, есть приставка) хвои.
2. Сгребая (сгрёб) сено на покосах (неизменяемая приставка), поют мне песню косари (косит).
II. 1. Снежинки (снег) падали (от падать) с небес в таком случайном (каком? м. р., П. п.) беспорядке (приставка ПО неизменяемая), а улеглись (лёг) постелью (словарное сл.) гладкой (гладок) и строго окаймили (словарное сл.) лес.
2. Поле, усадьба (усадеб), деревня, лошади (лошадка), шмели, птицы, облака – всё жило (жить) своей собственной (прилагательное), настоящей (словарное сл.) жизнью.
III. 1. Весна, бесспорно, самое лучшее (словарное сл.) время года.
2. Лес очень велик (словарное сл.) и, несомненно (=конечно; краткое прилагательное), в нём есть неизведанные (=чужой; от изведать; причастие, есть приставка) места.
IV. 1. В снежном (каком? ср. р., П. п.) море плывут деревни (словарное сл.), словно дальние корабли.
2. Как копытца (копыто), топочут (1-е спр.) сапожки (словарное сл.), как бубенчик (нч всегда без ь), звенят (словарное сл.) серёжки (серёжек).
V. 1. Не кричи (не с глаг.) так жалобно (словарное сл.), кукушка, над водой, над стужею (сущ., 1-е скл., Т. п.) дорог!
2. Шуми, шуми, послушное ветрило (ветер), волнуясь (волны) подо мной, угрюмый океан.
4. Проведите синтаксический разбор первого предложения второй группы примеров.
Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке, а улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
*5. Проведите словообразовательный разбор выделенных слов.
Словообразовательный разбор выделенных слов:
Запахом
(На) покосах
Косари
Окаймили
Копытца
*6. Кто больше? Из предложений второй группы выпишите слова, в которых наблюдается оглушение звонких согласных звуков.
Слова, в которых наблюдается оглушение звонких согласных звуков:
Беспорядке [т], гладкой [т], усадьба [т], собственной [п].
