Упражнение 72 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.



Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.
Я хочу рассказать историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. Там я увидел книгу и взял её в руки, на каждой странице были большие картинки. Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». Книга была дорогой.
Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.
Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно.
А вдруг книгу уже продали? Нет, она лежала на месте.
Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке. И на полчаса я стал центром внимания.
Поезд отошёл от Москвы. Побежал мимо окон лес. Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. И вдруг, о ужас! Книга исчезла между двойными окнами вагона. Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.
А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Лётчик обнял меня и сказал:
— Ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь?
Я плакал и не мог говорить. Отец дал лётчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс и книгу.
— Достал?
— Достал, — засмеялся отец.
Это была та самая книга. Я засыпал с ней в руках.
А через несколько дней к нам пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете были книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три; семь одинаковых книжек.
С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (По В. Пескову)
1. Основная мысль текста:
Основная мысль рассказа — добрых людей больше, чем плохих, и именно доброта и участие делают мир лучше. Даже незнакомые люди способны совершить настоящий поступок, который запоминается на всю жизнь.
2. Заголовок рассказа:
«Книга добрых людей»
(Возможны и другие варианты: «Добрые люди», «Память на всю жизнь», «Потерянная — найденная»)
3. Образцы разговорной речи в тексте:
В тексте присутствует прямая речь, выражающая живое общение между героями. Вот примеры фрагментов разговорной речи:
– «В другой раз купим».
– «Ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь?»
– «Достал?» — «Достал», — засмеялся отец.
– «Я же говорил, что мы достанем её».
Эти реплики короткие, эмоциональные, содержат вопросительные и восклицательные предложения, а также лексемы с разговорной окраской («достал», «ничего», «принёс», и др.). Всё это придаёт повествованию живость и выразительность, делает его тёплым и близким читателю.
2. Чтобы написать сжатое изложение данного текста, проделайте следующую работу.
а) Познакомьтесь с памяткой № 2 (см. часть 2 учебника) и, используя её, расскажите, как нужно организовать работу.
б) Выполните упр. 4—6 (см. раздел «Материалы для подготовки к ГИА» в части 2 учебника).
в) Составьте план текста упр. 72 и на его основе напишите сжатое изложение, передавая только самую важную информацию текста. Какие способы сжатия текста вы будете использовать? Нужно ли при пересказе воспроизводить диалог и почему?
г) Отредактируйте текст (см. памятку № 5) и оцените написанный вами текст (см. памятку № 4).
д) Сделайте выводы на основе проделанной работы.
1. Организация работы
Чтобы написать сжатое изложение, нужно:
• Внимательно прочитать текст.
• Определить основную и второстепенную информацию.
• Определить значение непонятных слов.
• Выделить ключевые слова и фразы.
• Составить план.
• Выбрать способы сжатия (например: исключение, обобщение, замена, сокращение, слияние).
• Написать черновой вариант сжатого изложения.
• Отредактировать и переписать текст.
2. План к тексту
1. Поездка с отцом в город.
2. Книга, которую очень хотелось купить.
3. Потеря книги и помощь пассажиров.
4. Возвращение книги.
5. Вера в добрых людей.
3. Сжатое изложение
Однажды отец взял меня в город. По пути мы зашли в книжный магазин, где я увидел дорогую, но красивую книгу с картинками. Купить её сразу не удалось, но спустя две недели отец дал мне деньги. Я очень переживал, чтобы её не успели продать. Книга оказалась на месте, и я радостно поехал домой.
В поезде я положил книгу на окно, и она провалилась между стёклами. Все пассажиры старались помочь её достать, особенно летчик, который пообещал вернуть книгу. На следующий день отец принёс её, а позже пришли ещё посылки с одинаковыми книжками.
С тех пор прошло много лет, книги потерялись, но в памяти осталась доброта и отзывчивость людей. Этот случай научил меня верить в то, что хороших людей больше, чем плохих.
4. Способы сжатия текста
В сжатом изложении я использовал исключение подробностей и описаний, обобщение событий и замену диалога пересказом, так как цель изложения — передать только основную мысль текста, а диалоги часто содержат эмоциональные детали.
5. Воспроизведение диалога
Если диалог содержит ключевую информацию — можно передать его кратко, но не обязательно дословно. В этом тексте реплики летчика можно пересказать, так как они важны для сюжета.
6. Редактирование по памятке №5
• Содержание полностью отражает смысл оригинального текста.
• События изложены в логической последовательности.
• Языковые средства подобраны уместно, нет лишних слов.
• Стиль изложения соответствует жанру.
• Ошибок нет, стиль и лексика соблюдены.
7. Оценка по памятке №4
• Тема раскрыта, основная мысль передана (добро есть в людях).
• Текст логичный, структурированный, без искажений.
• Языковые средства использованы точно.
• Орфография и пунктуация соблюдены.
Вывод:
Работа с памятками помогает лучше понять, как кратко и логично передавать содержание. Я научился выделять главное, отбирать нужные детали и оценивать свою работу по конкретным критериям.
