Упражнение 72 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.



Решение задачи: 72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.Решение задачи: 72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.Решение задачи: 72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

72. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте рассказ. Найдите в нём фрагменты, представляющие образцы разговорной речи.

Я хочу рассказать историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. Там я увидел книгу и взял её в руки, на каждой странице были большие картинки. Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». Книга была дорогой.

Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.

Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно.

А вдруг книгу уже продали? Нет, она лежала на месте.

Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке. И на полчаса я стал центром внимания.

Поезд отошёл от Москвы. Побежал мимо окон лес. Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном. И вдруг, о ужас! Книга исчезла между двойными окнами вагона. Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.

А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Лётчик обнял меня и сказал:

— Ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь?

Я плакал и не мог говорить. Отец дал лётчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс и книгу.

— Достал?

— Достал, — засмеялся отец.

Это была та самая книга. Я засыпал с ней в руках.

А через несколько дней к нам пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете были книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три; семь одинаковых книжек.

С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (По В. Пескову)

1. Основная мысль текста:

Основная мысль рассказа — добрых людей больше, чем плохих, и именно доброта и участие делают мир лучше. Даже незнакомые люди способны совершить настоящий поступок, который запоминается на всю жизнь.

2. Заголовок рассказа:

«Книга добрых людей»

(Возможны и другие варианты: «Добрые люди», «Память на всю жизнь», «Потерянная — найденная»)

3. Образцы разговорной речи в тексте:

В тексте присутствует прямая речь, выражающая живое общение между героями. Вот примеры фрагментов разговорной речи:

– «В другой раз купим».

– «Ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь?»

– «Достал?» — «Достал», — засмеялся отец.

– «Я же говорил, что мы достанем её».

Эти реплики короткие, эмоциональные, содержат вопросительные и восклицательные предложения, а также лексемы с разговорной окраской («достал», «ничего», «принёс», и др.). Всё это придаёт повествованию живость и выразительность, делает его тёплым и близким читателю.

2. Чтобы написать сжатое изложение данного текста, проделайте следующую работу.

а) Познакомьтесь с памяткой № 2 (см. часть 2 учебника) и, используя её, расскажите, как нужно организовать работу.

б) Выполните упр. 4—6 (см. раздел «Материалы для подготовки к ГИА» в части 2 учебника).

в) Составьте план текста упр. 72 и на его основе напишите сжатое изложение, передавая только самую важную информацию текста. Какие способы сжатия текста вы будете использовать? Нужно ли при пересказе воспроизводить диалог и почему?

г) Отредактируйте текст (см. памятку № 5) и оцените написанный вами текст (см. памятку № 4).

д) Сделайте выводы на основе проделанной работы.

1. Организация работы

Чтобы написать сжатое изложение, нужно:

• Внимательно прочитать текст.

• Определить основную и второстепенную информацию.

• Определить значение непонятных слов.

• Выделить ключевые слова и фразы.

• Составить план.

• Выбрать способы сжатия (например: исключение, обобщение, замена, сокращение, слияние).

• Написать черновой вариант сжатого изложения.

• Отредактировать и переписать текст.

2. План к тексту

1. Поездка с отцом в город.

2. Книга, которую очень хотелось купить.

3. Потеря книги и помощь пассажиров.

4. Возвращение книги.

5. Вера в добрых людей.

3. Сжатое изложение

Однажды отец взял меня в город. По пути мы зашли в книжный магазин, где я увидел дорогую, но красивую книгу с картинками. Купить её сразу не удалось, но спустя две недели отец дал мне деньги. Я очень переживал, чтобы её не успели продать. Книга оказалась на месте, и я радостно поехал домой.

В поезде я положил книгу на окно, и она провалилась между стёклами. Все пассажиры старались помочь её достать, особенно летчик, который пообещал вернуть книгу. На следующий день отец принёс её, а позже пришли ещё посылки с одинаковыми книжками.

С тех пор прошло много лет, книги потерялись, но в памяти осталась доброта и отзывчивость людей. Этот случай научил меня верить в то, что хороших людей больше, чем плохих.

4. Способы сжатия текста

В сжатом изложении я использовал исключение подробностей и описаний, обобщение событий и замену диалога пересказом, так как цель изложения — передать только основную мысль текста, а диалоги часто содержат эмоциональные детали.

5. Воспроизведение диалога

Если диалог содержит ключевую информацию — можно передать его кратко, но не обязательно дословно. В этом тексте реплики летчика можно пересказать, так как они важны для сюжета.

6. Редактирование по памятке №5

• Содержание полностью отражает смысл оригинального текста.

• События изложены в логической последовательности.

• Языковые средства подобраны уместно, нет лишних слов.

• Стиль изложения соответствует жанру.

• Ошибок нет, стиль и лексика соблюдены.

7. Оценка по памятке №4

• Тема раскрыта, основная мысль передана (добро есть в людях).

• Текст логичный, структурированный, без искажений.

• Языковые средства использованы точно.

• Орфография и пунктуация соблюдены.

Вывод:

Работа с памятками помогает лучше понять, как кратко и логично передавать содержание. Я научился выделять главное, отбирать нужные детали и оценивать свою работу по конкретным критериям.