Упражнение 90 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.
1. Сфера применения.
Научный стиль используется в научной сфере — при создании научных трудов, учебников, статей, докладов, лекций, аннотаций, объяснений.
Пример из учебника биологии:
«Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических с использованием солнечного света».
2. Задача речи.
Главная задача научного стиля — сообщение научной информации, её объяснение, представление системы научной аргументации.
Пример из учебника физики:
«Сила тяжести направлена к центру Земли и зависит от массы тела».
Здесь даётся точная научная информация с логическим объяснением.
3. Основные особенности.
Научный стиль отличается:
• обобщённо-отвлечённым характером изложения,
• подчеркнутой логичностью,
• смысловой точность,
• информационной насыщенностью,
• объективностью изложения,
• безобразностью речи.
Пример из учебника географии:
«Гидросфера включает все воды земного шара: океаны, моря, реки, озёра, подземные и ледниковые воды».
Это строгое определение, без личного отношения.
4. Языковые средства:
Лексические:
• Используются абстрактные понятия («фотосинтез», «вещество», «реакция»).
• Используются научные термины.
• Преобладают отглагольные существительные со значением действия, указывающие на связь и последовательность мыслей («вращение», «испарение»).
• Отсутствие образности и экспрессивно-эмоциональной лексики.
Пример из учебника химии:
«Окисление — это реакция соединения вещества с кислородом».
Морфологические:
• Преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния.
• Употребление единственного числа в значении множественного (признаки текста), имён числительных.
Пример из учебника математики:
«Площадь квадрата равна произведению стороны на саму себя».
Синтаксические:
• Преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений.
• Широкое использование вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов.
Пример из учебника истории:
«Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, оказала значительное влияние на социальное развитие России».
5. Основные типы речи: рассуждение, описание.
Пример рассуждения:
«Если давление на газ увеличивается, то его объём уменьшается — это объясняется законом Бойля — Мариотта».
Пример описания:
«Лист растения состоит из черешка и листовой пластинки. Он выполняет функцию фотосинтеза, газообмена и испарения воды».
5. Жанры.
К научному стилю относятся такие жанры, как:
• Научный труд, доклад, статья, учебник, лекция, справочное пособие, научно-популярная беседа, аннотация.
• Устный ответ (на уроке), объяснение (товарищу), инструкция.
Пример: любой параграф школьного учебника — это текст в научном стиле (например, параграф о строении клетки в учебнике биологии или о фотосинтезе).
