Упражнение 90 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)

90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.



Решение задачи: 90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.Решение задачи: 90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.

Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:

90. Устное высказывание. Используя материалы таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника), расскажите об основных признаках научного стиля речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами из школьных учебников.

1. Сфера применения.

Научный стиль используется в научной сфере — при создании научных трудов, учебников, статей, докладов, лекций, аннотаций, объяснений.

Пример из учебника биологии:

«Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических с использованием солнечного света».

2. Задача речи.

Главная задача научного стиля — сообщение научной информации, её объяснение, представление системы научной аргументации.

Пример из учебника физики:

«Сила тяжести направлена к центру Земли и зависит от массы тела».

Здесь даётся точная научная информация с логическим объяснением.

3. Основные особенности.

Научный стиль отличается:

• обобщённо-отвлечённым характером изложения,

• подчеркнутой логичностью,

• смысловой точность,

• информационной насыщенностью,

• объективностью изложения,

• безобразностью речи.

Пример из учебника географии:

«Гидросфера включает все воды земного шара: океаны, моря, реки, озёра, подземные и ледниковые воды».

Это строгое определение, без личного отношения.

4. Языковые средства:

Лексические:

• Используются абстрактные понятия («фотосинтез», «вещество», «реакция»).

• Используются научные термины.

• Преобладают отглагольные существительные со значением действия, указывающие на связь и последовательность мыслей («вращение», «испарение»).

• Отсутствие образности и экспрессивно-эмоциональной лексики.

Пример из учебника химии:

«Окисление — это реакция соединения вещества с кислородом».

Морфологические:

• Преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния.

• Употребление единственного числа в значении множественного (признаки текста), имён числительных.

Пример из учебника математики:

«Площадь квадрата равна произведению стороны на саму себя».

Синтаксические:

• Преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений.

• Широкое использование вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов.

Пример из учебника истории:

«Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, оказала значительное влияние на социальное развитие России».

5. Основные типы речи: рассуждение, описание.

Пример рассуждения:

«Если давление на газ увеличивается, то его объём уменьшается — это объясняется законом Бойля — Мариотта».

Пример описания:

«Лист растения состоит из черешка и листовой пластинки. Он выполняет функцию фотосинтеза, газообмена и испарения воды».

5. Жанры.

К научному стилю относятся такие жанры, как:

• Научный труд, доклад, статья, учебник, лекция, справочное пособие, научно-популярная беседа, аннотация.

• Устный ответ (на уроке), объяснение (товарищу), инструкция.

Пример: любой параграф школьного учебника — это текст в научном стиле (например, параграф о строении клетки в учебнике биологии или о фотосинтезе).