Вопросы на стр.54 ГДЗ Львова Львов 8 класс (Русский язык)
1. Сфера применения научного стиля речи — научные труды и выступления на научные темы (лекции, доклады и т. п.), ответы учащихся на уроках по разным предметам.


Ниже вариант решения задания из учебника Львова, Львов 8 класс, Мнемозина:
1. Сфера применения научного стиля речи — научные труды и выступления на научные темы (лекции, доклады и т. п.), ответы учащихся на уроках по разным предметам.
2. Задача научного стиля речи — сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему аргументации.
В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграли М. В. Ломоносов и его ученики. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.
3. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; однозначность, смысловая точность, сжатость при информативной насыщенности; конкретность, бесстрастность, объективность изложения, отсутствие образности.
4. Языковые средства научного стиля.
а) Лексические средства: использование слов с абстрактным значением (закон, число, предел, движение, скорость, растение, животное), научных терминов, научной фразеологии (прямой угол, точка пересечения)-, отглагольных существительных со значением действия (переработка, приземление, использование)-, употребление слов в прямом значении, отсутствие образности, эмоционально-экспрессивной лексики; речевые клише; использование слов, указывающих на связь и последовательность мыслей (сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому).
б) Морфологические средства: преобладание именных частей речи над глаголами (повышение температуры — вместо повышается температура), частое употребление существительных со значением признака, действия, состояния; употребление единственного числа в значении множественного (признаки текста, волк — хищное животное семейства псовых), имён числительных; редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1-го
и 2-го лица единственного числа; использование причастий, деепричастий и оборотов с ними.
в) Синтаксические средства: преобладание осложнённых и сложноподчинённых предложений с союзами, указывающими на связь явлений; широкое использование вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов, неопределённо-личных (Считают, что...) и безличных предложений (Известно, что... ; Представляется необходимым...); сказуемое часто выражено существительным или прилагательным (Глагол — это часть речи...); использование цитат, ссылок; отсутствие восклицательных предложений, редкое использование вопросительных предложений.
5. Основные типы речи: рассуждение, описание.
6. Основные жанры: научный доклад, статья, учебник, лекция, справочное пособие, научно-популярная беседа, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия, устный ответ (на уроке), объяснение (товарищу).
- На основе материалов рубрики «Теоретические сведения» и таблицы № 1 (см. приложение в конце учебника) подготовьте сообщение на тему «Научный стиль речи».
Научный стиль речи
Научный стиль используется в научной сфере — при создании научных трудов, учебников, статей, докладов, лекций, аннотаций и объяснений. Также его применяют учащиеся при ответах на уроках и при изложении учебного материала.
Главная задача научного стиля — сообщение научной информации, её объяснение, а также представление системы научной аргументации. Важно не просто передать знания, но и аргументировать их с научной точки зрения.
Научный стиль характеризуется: обобщённо-отвлечённым характером изложения, подчёркнутой логичностью, точностью в передаче смысла, информационной насыщенностью, объективностью изложения, отсутствием образности и эмоциональности (безобразностью речи).
Языковые средства научного стиля:
1. Лексические:
• Используются абстрактные слова (например: закон, предел, движение).
• Применяются научные термины (температура, масса, фотосинтез).
• Часто встречаются отглагольные существительные со значением действия (переработка, исследование, использование).
• Слова используются в прямом значении, отсутствует эмоциональная и художественная окраска речи.
2. Морфологические:
• Преобладают именных частей речи над глаголами (повышение температуры вместо температура повышается.
• Часто встречаются существительные, обозначающие признаки, действия и состояния.
• Применяется единственное число в значении множественного (признаки текста, волк — хищное животное семейства псовых).
• Используются имена числительные.
• Почти не употребляются местоимения я, мы и глаголы 1-го и 2-го лица единственного числа.
3. Синтаксические:
• Преобладают простые осложнённые и сложноподчинённые предложения с союзами, указывающими на связь явлений.
• Широко используются вводные, вставные и уточняющие конструкции (например, таким образом, следовательно).
• Часто встречаются причастные и деепричастные обороты (исследуемое явление, изменившись под давлением...).
• Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным.
• Используются цитаты и ссылки.
• Отсутствуют восклицательные предложения, редко используются вопросительные предложения.
Для научного стиля характерны следующие типы речи:
• Рассуждение — для объяснения причин, выводов, доказательств,
• Описание — для перечисления свойств, признаков и характеристик объектов.
К жанрам научного стиля относятся: научный труд, доклад, учебная и научная статья, учебник, лекция, справочное пособие, аннотация, научно-популярная беседа, устный ответ на уроке, объяснение товарищу, инструкция.
